Моделирование коммуникаций в иерархических организациях

Моделировать систему коммуникаций крупной организации практически невозможно, можно лишь моделировать решение отдельных задач организации. Инструментом моделирования являются ориентированный граф и таблица переходных вероятностей.


ва работ, переданного данному сотруднику, к общему количеству работ структуры или элемента системы управления.

Вектор матрицы переходных вероятностей используется в качестве оценки меры полезности каждого сотрудника организации, а также для описания отношений подчиненности.

При детальном анализе потока работ выявляются такие обстоятельства: никто не должен быть собственным подчиненным; никто не должен быть начальником и одновременно подчиненным другого сотрудника; подчиненный подчиненного является подчиненным.

Чтобы не было указанных обстоятельств необходимо и достаточно, чтобы в графе не было круговых передач одних и тех же работ. Наличие круговых передач означает, что кто-то сам себе отдаст приказания и сам себя контролирует, хотя это обычно завуалировано. К тому же это создает трудноустранимую бюрократическую волокиту.

Оценку полезности сотрудников и их отношения подчиненности можно произвести с использованием понятия "статус". Статус тем выше, чем больше подчиненных. Он определяется по формуле:

ь=



Таблица ЮЛ Переходные вероятности

[1 23456

_4-__________

110,1 0,4 0,5 О О О

I

21 0,5 0,1 0,4 О О О I

3|0,330,230,10 О О 0,34

(

4| 0 0,5 0 0,5 О О

I

51 0 0,6 О О 0,4 О I

610 0 0,330,240,330,10

Рис. 10.1 Ориентированный граф

Стрелки ориентированного графа показывает направления движения работ по подчиненности, а вероятности показывают отношение количест-


где Ш- число подчиненных к-го уровня.

Граф и статус весьма полезны для проведения сокращения численности сотрудников организации.

Ориентированный граф процедур принятия решения имеет форму, показанную на рисунке.

Стрелками на графе указывается направления, в которых могут отдаваться распоряжения или поручаться работа. Предложение на проведение работ вырабатывается элементом 1 или ему передается внешней организацией. + - принять, - отклонить, передать.

Рис. 10.2 Ориентированный граф процедур.

Для выполнения работ по подготовке решения требуется консультации, анализ и обмен мнениями. Весь перечень процедур подготовки решения по принятию или отклонению предложений включает:

1. Уточнение - введение дополнительной информации.


2. Изучение - использование разных вариантов обработки информа
ции.

3. Оценка полезности - измерение результата.

4. Консультация с узким специалистом - проверка ограничений.

5. Консультация со специалистом широкого профиля - проверка со
ответствия широким ограничениям.

6. Детализация - разукрупнение исходной информации.

7. Передача более компетентному лицу - замена оператора обработки
информации.

8. Оценка применимости к другим задачам - замена алгоритма
преобразования информации.

9. Обобщение на перспективные задачи - введение дополнительных
переменных.

10.Постановка новой проблемы - исследование проблемы при других
видах ограничений.

Каждая из приведенных процедур оценивается временем передачи работы и вероятностью применения. Зная вероятности применения соответствующих процедур и время выполнения процедур, можно вычислить предельные оценки времени принятия решения, последовательность передачи работы, при которой можно оценить минимальное и максимальное время принятия решения. Полная вероятность принятия решения 1-м элементом структуры равна:

10 (1)

где?1 - вероятность принятия решения первым элементом при 1- ой процедуре.

Рн - вероятность смены процедур первым элементом оргструктуры.

Граф подчинения может быть оптимизирован путем введения ограничений, чтобы получить минимальное время принятия решения Треш при заданной вероятности решения Рреш. Может быть также максимизирована вероятность решения в течении заданного времени. Повышение вероятности принятия решения с использованием различного рода консультаций достигается ценой увеличения времени на принятие решения.

Таким образом, оптимизация ориентированного графа заключается в таком выборе консультаций и процедур, при которых

(Треш [ Рреш >?*])-> ттап либо

(Рреш [ Треш > Т*]) -» тах

где Р* и Т* - пороговые или нормативные значения указанных величин.


Оптимизация графа обеспечивает повышение работоспособности системы управления фирмы в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: