Факторы маркетинговой среды, контролируемые в менеджменте

Маркетинговая среда Исследуемые факторы
  1. Международная Экономические кризисы в отдельных регионах и странах. Демографические взрывы Социальные конфликты и войны в отдельных регионах мира Экологические явления, стихийные бедствия Нарушение международных соглашений
  2. Макроэкономическая Социально-экономическая политика Научно-техническая и промышленная политика Ресурсный потенциал страны Ценовая и налоговая политика Кредитно-денежная политика Таможенная политика Гражданское и коммерческое законодательство
3. Микроэкономическая Характер конкурентной среды Параметры спроса: стабильность и величина Характеристики потребителей (сегментация по группам) Конъюнктура рынка ресурсов: сырьевых, материальных, трудовых, финансовых Конкурентные преимущества и слабые стороны конкурентов
4. Региональная (территориальная) Динамика особых черт региона, привлекательных для бизнеса Динамика инвестиций Уровень и характер занятости населения и динамика ее структуры Уровень и динамика благосостояния населения Уровень развития инфраструктуры

Окружающая маркетинговая среда образовательного учреждения представляет собой совокупность факторов, активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Она имеет ярко выраженные особенности. В сфере образования активно распространяется все больше рекламы, которая далеко не всегда объективно отражает реальную ситуацию. Среди факторов конкурентоспособности, лежащих в основе выбора СУЗа и специальности были отмечены:

-новый СУЗ;

-государственный СУЗ;

-новая система обучения; (возможность продолжить обучение в Поволжской академии спорта и туризма);

-универсальность образования;

-специфика специальности;

-наличие рабочих мест по данной специальности;

-совмещение тренировочного режима и учебы;

-хорошие условия проживания, питания и тренировок.

При вопросе о преимуществах и недостатках СУЗа (качестве образования) были выделены в основном другие факторы:

-техническая организация учебного процесса (компьютерные классы, спортзал, столовая, библиотека);

-квалификация преподавательского состава;

-неудобное месторасположение;

-учебные планы по специальностям и отдельные дисциплины и т. д.

Политическая среда характеризуется в последние годы нестабильностью, внутренней конфликтностью. Здесь можно выделить несколько основных групп факторов:

а) первая группа характеризуется центробежными тенденциями – развалом СССР, образованием новых суверенных государств, что в принципе разрушило старую систему образования;

б) вторая группа особенно сильно затрагивает высшее образование с точки зрения смены его содержания не только предметного, но и духовного;.

в) отход от образования на одном русском языке (уже все бывшие союзные республики преподают на национальных языках, а это проблема и для преподавателей, и для студентов);

г) децентрализация органов управления образованием, закрепленная в Законе РФ "Об образовании";

д) критический период формирования рыночных отношений – часть вузов финансируется из бюджета, часть полностью работает на коммерческой основе, часть имеет смешанное финансирование.

Геополитическое положение является интегрирующей категорией по отношению к понятиям: физико-географическое положение, политическое и социально-экономическое. Оно обладает историческими, временными характеристиками, так как включает в себя анализ влияния геополитического положения на формирование культуры региона, на формирование государственно-политической структуры, определяющей прошлое, настоящее и будущее регионального рынка труда. Геополитический анализ является системообразующим подходом, объединяющим наиболее важные с аксиологической точки зрения характеристики региона, то есть те, которые дают оптимально полное представление о ценностном потенциале социокультурной среды региона и определяют региональные образовательные потребности. Для анализа выделяют следующие геополитические особенности региона: природно-географические, социально-географические, социально-экономические, социально-демографические, социально-политические, историко-культурологические.

1.Природно-географические особенности региона включают:

-континентальное, прибрежное или островное положение;

-размеры территории;

-климатические зоны;

-ландшафт и природно-ресурсный потенциал региона.

2.Социально-географические особенности:

-численность и плотность населения;

-уровень урбанизированности;

-пространственная удаленность региона от центра страны.

3. Социально-экономические особенности региона:

-ведущие отрасли производства;

-развитие транспорта и средств связи (уровень развития сети коммуникаций);

-экономические показатели региона;

-перспективы экономического развития региона.

4. Социально-демографические особенности региона:

-половозрастная структура населения;

-степень стабильности населения в регионе (миграционные процессы);

-этнический состав населения.

5. Социально-политические особенности региона:

-государственно-правовой статус региона в системе РФ;

-внутриполитическая ситуация в регионе;

-геополитическое положение региона по отношению к государству и другим субъектам РФ;

-приграничное положение.

6. Историко-культурологические особенности региона:

-зарождение региона, этапы и особенности развития (региональная история);

-существование моно или поликультур;

-субкультуры, сложившиеся на территории региона;

-культурные традиции региона;

-история развития и специфика образовательной среды региона.

Экономическая среда. В развитых странах уже не подвергается сомнению, что инвестиции в сферу образования являются одними из самых надежных и высокоокупаемых.

В 1992 г. на одного российского студента приходилось всего 4600 руб. стоимости основных фондов, а в США – 70 тыс. долл. В целом расходы на подготовку 1 специалиста у нас находятся на 1–1,5 порядка ниже, чем в развитых странах. Существенно отстает материально-техническая база организаций высшего образования. Особенно это сказалось в последние годы, когда большинство заводов учетного оборудования оказались на грани банкротства. Экономическая политика в области оплаты труда профессорско-преподавательского состава направлена на дискредитацию престижности высшего образования. Если в США заработная плата преподавательского состава превышает заработную плату квалифицированного рабочего в 2–2,5 раза, то в России все наоборот. Все это способствует оттоку грамотных людей из сферы образования в другие структуры и ведет к быстрому старению профессорско-преподавательского состава. Нарушается преемственность научных и педагогических школ. Наблюдается падение общего уровня доходов вузов и покупательской способности населения. Для системы образования этот факт очень тревожен.

Анализ этого рынка показывает, что необходимо делать сдвиг на образование взрослых, т.е. на переподготовку кадров. А это уже сдвигает источники финансирования образования в сторону негосударственного финансирования. Фундаментальное образование потеряло свою престижность, а университеты становятся все больше центрами натаскивания, центрами инструктирования людей. Таково современное положение образования и его связь с экономической средой. Демографическая среда. Хотя численность населения РФ несколько снижается, это не является особенно тревожным симптомом. Изменение структуры производства требует больших усилий по переучиванию людей новым профессиям, новым специальностям. У нас сейчас только безработных более 9 млн. человек, их надо чему-то учить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: