Идея упражнения: ознакомление детей со звуковым составом русского языка, обучение звуковому анализу и синтезу, а также активизация устной речи школьников.
Работа по составлению звуковой схемы слова превращается в увлекательную игру: нужно угадать слово и построить для него звуковую схему или найти слово, соответствующее определенной схеме; найти лишнее среди слов; разделить слова на два множества по определенному принципу (слова начинаются на мягкий, глухой звук [c]; в словах есть мягкий, звонкий звук [з] и т.п.). Задания сопровождаются иллюстративным рядом. В таких заданиях применяется утилита множественного клонирования.
Технология подготовки задания. В нижней зоне экрана размещаются условные обозначения гласных, твердых согласных (глухих и звонких) и мягких согласных (глухих и звонких).
Рис. 9 |
Методика выполнения упражнения. Формирование полноценного звукового анализа предусматривает определенную последовательность действий. Дети последовательно выделяют звуки из слова на основе громкого проговаривания, называют каждый из них, соотносят его с графическим изображением и вставляют в схему выбранный соответствующий условный заместитель звука.
|
|
Умение выделять из слова отдельные звуки еще не обеспечивает навыков звукового анализа, необходимых для успешного овладения грамотой. Это только его начальная ступень. Звуковой анализ включает в себя не только различение и вычленение того или иного звука, но и установление его точного места в слове, объединяя звукопроизношение, чтение и письмо. Поэтому основная задача состоит в том, чтобы научить детей устанавливать точное место звука в слове, определять последовательность звуков в слове.