Обязательственное и вещное право по Германскому гражданскому уложению 1900 г

Статьи 249, 251 «Кто обязан возместить ущерб, тот долен восстановить состояние, которое существовало бы, если бы обстоятельство, обязывающее к возмещению не наступило... Если восстановление прежнего состояния невозможно, должно вознаградить... деньгами».Статья 433 «По договору купли продавец обязуется передать вещь покупщику и поставить ему право собственности на нее... Покупатель обязан уплатить продавцу условленную цену и взять у него купленную вещь». С передачей проданной вещи все риски переходят на покупателя.Статья 482 «Продавец отвечает лишь за определенные недостатки вещи (коренные недостатки), и притом только, если они обнаружатся в течение определенных сроков (сроки очистки)». Данные недостатки и сроки определяются императорским указом.Статья 535 «По договору найма наймодатель обязывается предоставить нанимателю пользование отданной в наем вещью на время найма наниматель обязан вносить наймодателю условленную наемную плату». Субаренда без разрешения наймодателя запрещена (Статья 549).Статья 611 «По договору найма услуг лицо, обещающее услуги, обязуется оказывать условленные услуги, а противная сторона — уплатить условленное вознаграждение». Если наниматель промедлит с принятием услуг, то нанявшийся может требовать вознаграждения за неоказанные вследствие промедления услуги, не будучи потом обязан оказывать их впоследствии (Статья 615). Если договор заключен на всю жизнь или на срок более пяти лет, то по истечении пяти лет нанявшийся имеет право заявить о прекращении им договора (расторжение в одностороннем порядке). При наличии уважительной причины (не разъясняется) любая сторона в любое время может заявить о прекращении ею договора.Однако уже Статья 627 гласит, что нанявшийся может расторгнуть договор только при условии, что наниматель имеет возможность другим путем обеспечить себе необходимые условия (предоставление услуги) или при наличии уважительной причины. Иначе ннявшийся отвечает перед нанимателем за причиненный ущерб.Статья 826 (размытая) «Кто умышленно причинит вред другому способом, противным добрым нравам, тот обязан возместить ему этот вред».Вещное право: Владение вещью приобретается путем достижения действительного господства над вещью (Статья 854). Владение переходит по наследству.Собственник властен обращаться с вещью по своему усмотрению и устранять других от всякого на нее воздействия, но не против закона (Статья 903).Германское Гражданское Уложение (ГГУ) 1900 года во многих отношениях в большей степени выражает интересы крупных капиталистических предприятий. Хотя в ГГУ и провозглашается, что «право собственника земельного участка простирается как на пространство, находящееся над поверхностью, так и не недра земли, расположенные под нею»

53. Регулирование брачно-семейных отношений и наследственного права по Германскому гражданскому уложению 1900 г. Наследственное право. Законные наследники первой очереди: нисходящие наследователи; дети наследуют поровну; наследодатель может составить только лично, но оно может быть оспорено; нельзя принимать или отрекаться от части наследства. При наследовании по закону уложение закрепляло систему парантелл (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Особое положение занимал переживший супруг. При наличии наследников первых двух линий, а также деда и бабки ему предоставлялось право собственности только на часть наследства умершего, если же родственников первой и второй линии, деда или бабки нет, к пережившему супругу переходило все наследство. При наследовании по завещанию уложение исходит из принципа свободы завещаний.В целях охраны интересов законных наследников устанавливались некоторые ограничения завещательной свободы. Таким ограничением была обязательная доля. В семейных отношениях важнейшим положением было признание только гражданского брака. Брак считался не частным договором, а государственно-социальным институтом. Заключать его полагалось путем согласного личного заявления в присутствии только гражданского чиновника. Не запрещалась и церковная форма брака, и все церковные обязанности признавались сохраняющими силу для придерживающихся этих правил. Закреплялась моногамность брака и невозможность вступить в другой брак, не прекратив предыдущего.Бр.возраст в 21 год для мужчин, в 16 – для женщин. Отношения супругов в браке регулировались традиционно, с закреплением доминирующей воли мужа. Супруги обязаны были совместно жить, соблюдать верность, поддерживать совместное хозяйство; муж обязан был предоставлять жене соответствующее ее положению содержание. Женщина в браке не теряла своей дееспособности. Более того, в домашнем хозяйстве она имела преимущественное право на все действия. ГГУ признавало режим общности имущества супругов. Другие отношения супругов по поводу имущества допускались, но для этого надо было заключать специальный брачный контракт. В течение брака муж управлял всеми имуществами семьи, включая «внесенные» женой. Однако управлять имуществом жены муж должен был «правильно», а для распоряжения ими – испрашивать ее согласия. Развод допускался только в судебном порядке и при наличии узаконенных причин (прелюбодеяние, совершение преступления, злонамеренное оставление, нарушение обязанностей брака, в т. ч. жестоким обращением с супругом). В этой части проявилось влияние протестантизма.В значительной степени условным стал институт отцовской власти в отношении детей. Мать также обязана и была вправе заботиться о личности детей. Отец мог пользоваться имуществом детей. Сохранялась возможность отца прибегнуть в отношении своего ребенка к исправительным мерам, но они налагались не произвольно, а по решению опекунского суда.

54. Становление буржуазного права в Японии. Уголовные кодексы 1880 и 1907 гг. Ко времени переворота Мэйдзи японское уголовное право основывалось на законодательстве главным образом XVIII в. В период позднего сёгуната ряд средневековых принципов этого права, был модернизирован: отменялись членовредительные наказания, ограничивалось объективное вменение преступлений, запрещалась высылка преступников в другие провинции, установилось правило понижать несовершеннолетним преступникам наказание одной степенью (по условной лестнице). Как и все другие области правовой системы Японии той эпохи, уголовное право не в полной мере охватывалось централизованным законодательством. Первым сводом уголовного права современной модели стало Уголовное уложение 1880 г. (Разработано оно было по образцу бельгийского кодекса 1867 г. Уложение состояло из 4 книг: 1) общая часть, 2) преступления и проступки против публичного блага, 3) преступления и проступки против частной собственности, 4) нарушения. Наиболее важными новшествами стали абсолютное признание законности в квалификации преступления и отказ от аналогии.Упрощена была система наказаний: сохранялись смертная казнь (в единственном виде – через повешение), пожизненное и срочное заключение, штрафы, лишение прав, а также специальная конфискация вещей, так или иначе сопряженных с правонарушением. Смертная казнь сохранялась по примерно 20 видам преступлений, среди которых наиболее видное место занимали политические и антигосударственные, поджог, убийство и др. Лишение свободы могло принять также разные формы: от ссылки на дальние острова с принудительными работами или каторжной тюрьмы до содержания в крепости и ареста. Кодекс воспринял значительное число правил, восходящих к японским традиционным нормам: к отягчающим обстоятельством признавалось преступление в отношении родителей, важными по степени наказания преступления считались курение опиума, содержание опиумо-курительниц, занятия татуировками в виде ремесла, осквернение мертвых тел, могил, религиозных символов. К старояпонской традиции восходило и правило о значительном смягчении наказания при добровольном заявлении о преступлении.Уложение 1880 г. довольно скоро стало объектом критики и переработки. Уголовное уложение 1907 г. Оно заключало в себе только квалификацию преступлений. Уложение сохранило 6 видов наказаний: смертную казнь, каторжные работы (срочные – от 1 месяца до 15 лет, в исключительных случаях – 20 лет; и бессрочные), тюремное заключение, арест (1–30 дней), штрафы (свыше 20 йен; менее 20-ти считались полицейской пеней). В ряде случаев могла применяться специальная конфискация (того, что служило преступлению, само по себе составляло преступление и т. п.). Широкое применение после принятия Уложения получили условное осуждение (в основном при наказании в виде заключения до 2-х лет), а также условно-досрочно освобождение (Япония вообще была первой страной, где вошло в практику досрочное освобождение – в 1789 г.!).

55. Государственный строй Германии по Веймарской Конституции 1919 г. В июле 1919 г. вгороде Веймаре была принята кон-ия германского гос-тва,известная в истории как Веймарская кон-ция. Сохранив прежнее название, Германская империя провозглашалась республикой с федеральной формой государственного устройства. Бывшие союзные гос-тва получили название "земель". Земли имели свои законодательные собрания и конституции. Однако империя (федеральное государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношению к землям. Существовала даже статья "имперской экзекуции", по которой президент с помощью военной силы мог заставить отдельные земли выполнять возложенные на них кон-циейобязанности.Германский парламент состоял из 2х палат. Нижней палатой являлся рейхстаг, верхняя палата именовалась рейхсрат (имперский совет). Рейхстаг осуществлял высшую законодательную власть, депутаты избирались на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Рейхсрат обеспечивал представительство земель и имел право отлагательного вето.Главой государства являлся президент. Он избирался сроком на 7 лет всеобщим голосованием с неограниченным правом переизбрания. Президент имел довольно широкие полномочия: мог распустить парламент и назначить новые выборы, объявлять чрезвычайное положение, самостоятельно назначать главу правительства и его министров, являлся главнокомандующим вооруженными силами. Широкими правами наделялся и глава правительства - канцлер Германии, которому поручалось "формулирование основных принципов политики". Кон-ция декларировала широкие демократические права и свободы граждан: свободу слова, печати, собраний и т.д., 8-ми часовой рабочий день, охрану труда, пособия по безработице 1969 г. избирательный возраст был снижен до 18 лет. Наиболее глубокие изменения в гос-ном строе и политической сис-ме нашли отражение во взаимодействии высших исполнительных и законодательных органов. Произошло значительное усиление роли исполнительной власти, кабинета министров. В руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. Делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством, формально по поручению парламента.

56. Государственный строй Германии в период фашистской диктатуры. В период государственно-политической диктатуры собственно единого нового конституционного закона выработано не было. Новый уклад характеризовался абсолютизмом исполнительной власти. Основополагающим для диктатуры стал закон 24 марта 1933 г. «Об устранении бедственного положения народа и империи». Согласно закону за имперским правительством закреплялось впредь неограниченное право издания законов. Важнейшей чертой нового уклада была персонализация правительственной власти – вначале главы правительства вообще, затем конкретно А. Гитлера, он сосредоточил у себя не только полномочия главы правительства, но и внешнеполитическое представительство, командование армией, обнародование законов, назначение министров, чиновников и офицеров, право вводить исключительное положение, осуществлять помилование. В государстве формально продолжало существовать народовластие – и не только продолжало, но и приобрело новые формы. Основной формой стал плебисцит, с помощью которого решались крупные политические вопросы поворотного характера. Однако, согласно программному заявлению Гитлера, правительство вправе само определять, спрашивать или нет согласия у райхстага, Значение райхстага было еще более сужено укреплением начал партийного государства и ролью съездов НСДАП.Вся административная деятельность характеризовалась ликвидацией коллегиальности и введением особой бюрократической дисциплины. В течение ближайших лет после прихода нацистов к власти практически прекратил свое существование кабинет министров. Кабинет превратился только во вспомогательный совет при фюрере, причем наряду с общим возникли особые советы, Сами министерства значительно увеличили размах своей деятельности. Самым принципиальным отличием были особые, не известные предыдущей государственной истории, взаимоотношения партии и государственной организации, согласно которым вся деятельность и институты государства определялись целями и идейно-политическими задачами господствующей партии. Диктатура НСДАП обеспечивалась законодательным установлением однопартийности. ретьим из основополагающих актов нового уклада стал Закон об обеспечении единства партии и государства 1 декабря 1933 г. По закону, НСДАП объявлялась «носительницей государственной мысли и неразрывно связанной с государством». Партия возлагала на себя особые задачи в отношении народа, фюрера и государства, во имя которых на ее членов налагались особые права и обязанности, для них устанавливалась своя особая подсудность. На съезде 1935 г. государственные функции НСДАП были облечены в форму специальных задач по реорганизации государства, устранению из госаппарата недовольных, воспитанию народа в духе НСДАП и его идеи. Эти принципы стали государственной программой, ив дальнейшем принципиальные решения по вопросам развития экономики, внешней политики, государственного реформирования принимались на съездах партии.

57. Фашистская диктатура в Италии. Основные черты и механизм. В стране разразился экономический кризис, предопределивший активную революционную борьбу. Большое значение приобрела деятельность крупнейшего профсоюзного объединения - Всеобщей конфедерации труда. На фоне ожесточенной политической борьбы в Италии возникает фашистское движение. Членами движения в основном были шовинистически настроенные бывшие офицеры и солдаты, безработные, разорившиеся мелкие буржуа. В области внешней политики лидер фашистов Б. Муссолини. Фашисты стремились к созданию политического режима, который мог бы прийти на смену традиционному буржуазному государству. В конце октября 1922 г. вооруженные отряды фашистов при попустительстве королевского правительства, армии и Ватикана предприняли так называемый "поход на Рим", завершившийся в ноябре 1922 г. захватом власти Б. Муссолини, которого король назначил премьер-министром.ОН приступает к созданию нового политического режима. Вся исполнительная власть сосредоточилась в руках премьер-министра, который назначался королем и отвечал перед ним за деятельность правительства, а министры назначались и смещались его властью. Помимо поста главы правительства дуче в течение своего правления занимал по 5-7 министерских постов. Закон исключал принцип ответственности правительства перед парламентом, тем самым лишив его права отстранять правительство от власти путем выражения ему недоверия. В то же время законом устанавливалась зависимость парламента от главы правительства, так как повестку дня парламента определял дуче. Радикально изменилось положение парламента в системе органов государства. Его правовой статус и состав определялись реформой политического представительства, которая была проведена в 1928г. Согласно этой реформе кандидаты в депутаты выдвигались фашистскими профсоюзамиВместо палаты депутатов была создана палата фашей и корпораций, превращенная в партийногосударственный орган. Муссолини ликвидировал традиционные либерально-демократические институты, чтобы на их месте создать институты тоталитарного фашистского государства. Он контролировал разработку декретов и законов для представления их в парламент; мог выступать с законодательной инициативой; в ряде случаев санкционировал декреты и даже разрабатывал акты конституционного характера. Еще одним шагом на пути разрушения буржуазно-демократического государства была ликвидация многопартийной системы. Фашистская партия стала опорой режима личной власти. Во главе партии стоял несменяемый вождь (дуче) - Муссолини.Партия превратилась в бюрократический, военизированный, государственный орган со строгой централизацией. По избирательному закону 1928г. принцип всеобщего, равного голосования и пропорционального представительства (закон 1919г.) был заменен выдвижением кандидатов фашистскими профсоюзами с обязательным их одобрением БФС.

58. Основные изменения в государственном строе Англии в Х1Х – начале ХХ вв. Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых услови­ях двухпартийного соперничества. В период избирательных реформ 30-60-х гг. XIX в. произошла организационная перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой ари­стократии и финансовой верхушки (консервативная).Была централизована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте..Реформы местного управления и суда. До 1835 г. в городах Англии сохранялась старая система местного управления, оформившаяся в средние века. По закону 1835 г. управление городом переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики — домохозяева и наниматели квартир обоего пола. В XVIII-XIX вв. наряду с эволюцией формы правления и политического режима произошли изменения в государственном устройстве страны. После оформления так называемых уний с Шотландией (1707) и Ирландией (1801) английский парламент распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные регионы по­лучили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохрани­ла собственную правовую и судебную системы, а также пре­свитерианскую церковь. С 1801 года новое государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.Реформа местного управления, проведенная в Англии в 1835 г., изменила управление только в городах, не затро­нув графств. Эту задачу выполнила реформа 1888 г., зало­жив основы той системы местного управления, которая сохранялась в Англии в течение последующего столетия. Были созданы однотипные представительные органы — советы — для городов и графств. При этом вся прежняя система графств была пересмотрена, а наиболее крупные города вы­делялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы административные полномочия мировых судей. Управление на уровне приходов реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для их решения в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы. Созданная система органов самоуправления отличалась значительной самостоятельностью и от­сутствием "административной опеки." со стороны централь­ной власти, что стало характерной чертой английской модели местного управления, отличающей ее от континенталь­ной (французской). Система ответственного правительст­ва стала основой "вестминстерской модели", послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.

59. Военная диктатура в Японии в 20-40-х гг. ХХ в. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г. В 1945 г. в Японии высадились американские войска, и был установлен оккупационный режим. Фактическая верховная власть перешла к американской военной администрации, возглавляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Государственный аппарат управления подвергся «чистке», хотя и не полной; были уволены наиболее шовинистически, милитаристски настроенные чиновники.Либерально-демократические преобразования в области государственного строя были утверждены новой Конституцией. Ее главные положения разрабатывались американской администрацией в Японии. На их основе был составлен проект японского правительства, в 1946 г. его утвердил парламент, выборы в который проводились в начале того же года на основе нового избирательного закона (избирательные права получили женщины, на 5 лет снизился возрастной ценз). В 1947 г. Конституция вступила в действие. Устанавливалась либерально-демократическая парламентарная монархия в ее наиболее четкой и последовательной форме. Сохранение монархии предполагало вместе с тем радикальное изменение роли и места императора в государстве. Отныне он рассматривается как «символ государства и единства народа». Он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров главного - судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию (официальное опубликование) поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров, созывает парламент, распускает палаты представителей, объявляет всеобщие выборы, Все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты и приобрести законную силу не иначе, как по совету и с одобрения кабинета министров, который несет за них ответственность перед парламентом. Таким образом, Конституция отвела императору Законодательная власть вручается парламенту, состоящему из палаты представителей и палаты советников. Предусматривается парламентская неприкосновенность. Важное преимущество имеет палата представителей и при обсуждении бюджета. Каждая палата имеет право проводить расследование по вопросам государственного управления и требовать при этом явки и показаний свидетелей, а также представления. Исполнительная власть вручается кабинету министров, который должен ее осуществлять в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Премьер-министра выдвигает парламент из числа своих членов, а далее он уже номинально назначается императором. Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета, а соответственно и по определению его политики. Он назначает министров и может по своему усмотрению отстранить их от должности. Судебная власть находится у Верховного суда и судов низшей инстанции. Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению кабинета министров.

60. Развитие государственного аппарата США в новейшее время. Изменения в политической системе:1) демократизация путем принятия избирательных законов2) Усиление роли президента в государственном регулировании власти. Изменения в экономической системе: впервые в 30-е годы государство начинает вмешиваться в экономическую сферу.Методы: государство навязывает условия, регулирует отношения в экономических процессах.С 1917 по 1927год - принятие 10 поправок к конституции США (17 в 1913, 27 в 1927году касаются избирательных прав).Для политической системы США характерна двухпартийная система. Ее особенности:1) не обязательно, чтобы большинство членов конгресса принадлежали партии президента2) двухпартийная система не исключает плюрализма, но исключение составляет антикоммунистическое законодательство, т.е. принятие ряда законов против коммунистов.1940г. – закон Смети «о регистрации иностранцев» (применялся в отношении коммунистов).1950г. – закон Макарелли-Вудда «о внутренней безопасности».1954г. – закон Хэмбри-Битлери «о контроле над коммунистической деятельностью».Президент:Юридические полномочия президента не изменились, но с середины 19 века происходит усиление власти президента. В 60гг. 19 века А. Линкольн создает доктрину «о президентской форме правления в США», но реальное усиление власти президента связано с именем Рузвельта:1) вето на законопроекты из конгресса путем делегированного законодательства..2) Во внешней политике практика исполнительных приказов президента, которые не нуждались в подтверждении их сенатом3) в 1939г. – образование исполнительного управления президента. К исполнительной власти относится кабинет США, который состоит из 15 глав департаментов, 60 независимых агентств и правительственных корпораций. 6 из них подчиняются президенту (главное – ЦРУ), другие подчиняются департаментам.Законодательнаявласть:Она принадлежит конгрессу, который был двухпалатным: сенат и палата представителей.С 1913г. выборы в сенат стали прямыми.В 1920г. женщины уравнены в правах.1964г. – 24 поправки в конституцию, отмена налогового ценза.1971г. – избирательное право получили лица с 18 лет.Общее ослабление законодательной власти конгресса, но при «слабых президентах» конгресс увеличивает свои полномочия за счет подразумеваемых полномочий.Тенденция к лоббированию законодательной деятельности (лоббирование – проталкивание законов).1946г. – закон «о вредности регулированного лоббизма: при конгрессе созданы комитеты, самые главные постоянные. Судебная система:В США существовало 50 систем судов штатов и одна федеральная система. Во главе каждого стоит верховный суд, который формирует прецеденты права. Он не имеет права вмешиваться в судебную систему штатов, только выносить решения о конституционности НПА.Особенности судебной системы:1) чрезмерная регламентация общественной жизни2) цареподобная власть судьи3) главная роль верховного суда в толковании конституции, орган конституционного надзора.

61. Развитие социального законодательства зарубежных стран в новейшее время. Современное трудовое законодательство экономически развитых стран подтверждает право трудящихся на забастовки, которое, однако, пытаются нейтрализовать введением различного рода ограничительных норм, прежде всего делением стачек на легальные и нелегальные. К числу последних обычно относят забастовки солидарности и забастовки по политическим мотивам. Усиление интеграционных процессов в мировой экономике обусловило появление тенденции к унификации трудового законодательства. В Западной Европе этот процесс стал более интенсивным в связи с образованием Общего рынка. В последние десятилетия появились законы, призванные несколько облегчить положение семей, имеющих низкий уровень доходов в области медицинского обслуживания, образования и жилищного строительства. Но законодательство такого рода фрагментарно и нестабильно. Фонд социального обеспечения формируется из многих источников, среди которых наиболее важными являются социальное страхование, государственные дотации, «универсальная» система. Государственные дотации, или государственная помощь, формируются из средств бюджета. Они направляются только тем, кто после официальной проверки признан не имеющим средств к существованию. Обычно такая помощь является дополнением к социальному страхованию. Универсальная система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога, который взимается со всех граждан, имеющих работу или доходы, начиная с их совершеннолетия и кончая достижением ими пенсионного возраста. Размеры пенсий для всех одинаковы, а пенсионный возраст относительно высок. Гарантирование права на достойное человека существование вырастает из гарантий социальной защиты, включая социальное обеспечение и систему социального страхования, которые в конце XX в. разрастаются во всесторонние системы социального обеспечения и в комплексную политику социальной защиты. Гарантом социальной защиты выступает государство в целом, и в этой связи современное государство нередко именуется социальным. В таком государстве провозглашается забота об общем благе для всего общества и отдельного гражданина, причем государство выступает одновременно социальным работником, разработчиком экономических планов, распределителем национальных ресурсов, инвестором, организатором просвещения, устроителем летнего отдыха. Особый ареал социальных и личных прав образуют: право на труд, право на проживание, право потребления, право на здоровую (пригодную для обитания) окружающую среду, а также право на возмещение ущерба от несчастного случая и новое, более широкое истолкование права жертвы преступного посягательства.

62. Основные изменения в уголовном праве зарубежных стран в новейшее время. Изменения в системе квалификации преступлений и выборе наказаний демонстрируют сегодня самые консервативные национальные правовые системы, к которым в первую очередь следует отнести страны англосаксонского правового семейства. В Акте об уголовном праве 1967 г. традиционная триада в классификации разновидностей преступлений: тризн (измена) — фелония (тяжкое преступление) — мисдиминор (проступок) — заменена на более упрощенное деление наказуемых деяний. Эволюция французского карательного права в послевоенный период отмечена дальнейшим усложнением и увеличением круга источников права. Новый Уголовный кодекс Франции 1994 г. Принятый в 1992 г. и вступивший в силу через два года Кодекс сохраняет триаду наказуемых деяний из Кодекса 1810 г.: преступление, проступок и нарушение. Уголовное право согласно франкоязычной терминологии — это право карательное, точнее исправительно-наказательное. Карательное право (именно право, а не карательное законодатель-ство, собранное в книгу: Кодекс имеет в виду выражение droitpenal) также предстает отраслью права, которое выявляет факты нарушения законов или уклонения от признанных и согласованных требований и устанавливает санкции, применяемые к каждому из выявленных нарушений. Значительную инновацию претерпевает толкование смягчающих и освобождающих от ответственности обстоятельств - действие влияния силы или преступления, которому лицо не могло (не в состоянии было) противостоять; - если имела место ошибка в отношении права и правомерности действия; - если действия разрешены или предписаны законом; - если лицо выполняло приказ законного органа власти, за исключением случаев, когдаприказание носило незаконный характер; - если лицо действовало в состоянии правомерной самообороны и если не было допущено несоответствия мер осуществленной защиты (лица, собственности) тяжести посягательства; Новыми направлениями в наказательно-исправительной политикефранцузских законодателей можно считать следующие: более полная индивидуализация ответственности законопреступника и выносимого ему наказания Она включает в себя следующие вехи и новации: учет смягчающих обстоятельств (1832 г.); учет рецидивности преступления, предоставление простой отсрочки наказания (1886 г.), условное освобождение (1891 г.). гуманизация наказания. включение новых разновидностей составов преступлений с увеличением ответственности. Среди них — торговля наркотиками, крупный бандитизм и терроризм, общественно опасные транспортные преступления, посягательства на окружающую среду, преступления в области информатики и компьютерной технологии; Система источников германского карательного законодательства выглядит сложной и довольно насыщенной: Комментаторы отмечают чрезвычайную репрессивность предписанных способов и мер по обеспечению безопасности, неопределенность многих составов.

63. Основные изменения в регулировании брачно-семейных отношений в новейшее время. В семейном праве основными тенденциями в ХХ в. были гуманизация и демократизация. Утвердилось юридическое равенство супругов, включая имущественные отношения. Улучшено правовое положение внебрачных детей. В ряде стран произошел отказ от юридического понятия главы семьи (Германия, Италия, Швейцария). Признается право замужней женщины на самостоятельный выбор деятельности.В имущественных отношениях существует два вида правового режима: договорный (на основе брачного контракта: определяется правовой режим имущества каждого из супругов, принадлежащего им до брака, и возможного будущего совместно приобретенного в браке, возможных будущих расчетов супругов в области имущества, а также многие другие вопросы аналогичного порядка) и легальный (на основе предписаний закона). Основными видами легального режима были:Раздельное имущество (Англия, США, Германия).Общее имущество (Франция, Швейцария, 8 штатов США) - все нажитое совместно общее, но в личной собственности остается добрачное имущество.Отложенное общее имущество (Дания, Норвегия) - в случае расторжения брака нажитое в браке имущество делится поровну.

64. Основные изменения в гражданском праве зарубежных стран в новейшее время: Стирается (постепенно) грань между публичным и частным правом. Наметилась межгосударственная унификация национальных норм гражданского и торгового права, обусловленная количественным и качественным расширением международных экономических связей. Из сферы гражданско-правовой регламентации выделились области, регулируемые оформившимися к этому времени новыми отраслями права, и прежде всего трудовым и социальным правом. Трансформируются основные институты гражданского и торгового права в сторону их демократизации, большей степени учета интересов общества в целом, в частности его экологической защиты, создания новых механизмов правового регулирования. Структурные изменения в праве повлияли на источниковую базу гражданского и торгового права, хотя степень этого воздействия, равно как и соотношение разного рода источников, неодинакова для отдельных стран. В континентальной Европе (Франция, Германия, Италия и др.) по-прежнему доминирующими источниками являются закон и подзаконные акты, а само гражданское и торговое право кодифицировано. В странах англосаксонского права (прежде всего Англия, США) судебный прецедент, как и в прошлом, играет исключительную роль, подчас возвышаясь над законом, хотя последний в принципе считается главным.

части страны. Свободная торговля на основе конкуренции есть главная гарантия и двигатель прогресса. Специализированное законодательство о корпорациях как юридических лицах облегчает возможности создания или перераспределения каналов для инициативных и имеющих необходимые ресурсы предпринимателей в виде организации компаний с ограниченной ответственностью, держательских компаний и др. При этом в расчет принимаются степень финансового риска, фискальные соображения и др. Все эти моменты учитываются в законодательстве многих современных стран Европы, США (законодательство о корпорациях) и Японии.

Новейшие законы предусматривают возможности для более гибкого использования механизмов выпуска акций и ценных бумаг в интересах руководителей компаний и владельцев контрольных пакетов. Важным элементом управленческой структуры современных корпораций и других акционерных компаний стали профессионалы-менеджеры, которые, не являясь собственниками-совладельцами акционерного капитала, заняли ключевые позиции в управленческих структурах и предстают держателями власти и собственности одновременно. Это явление получило название "революция управляющих (менеджеров) ".

65. Основные изменения в гражданском праве зарубежных стран в новейшее время: источники, субъекты права, право собственности. Наметившаяся в настоящее время унификация права отразилась и на системе его источников. В англосаксонских странах возросла роль законов и подзаконных актов. В странах континентальной ветви права важную роль стала играть судебная практика; но суды низшей инстанции в большей степени, чем раньше, стали руководствоваться решениями высших судов по аналогичной категории дел). Возникновение Общего рынка привело к необходимости единообразного правового регулирования и дало новый стимул к сближению источников права. Их унификация в наибольшей степени конкретизировалась в международных соглашениях, обязательных к исполнению в странах, их подписавших, а также в составляемом на межгосударственном уровне проекте типового нормативного акта, который затем принимается отдельными странами в качестве национального закона. В области источников права здесь наблюдается рост кодифицированного массива законодательства и уменьшения судебного правотворчества, хотя сохраняется значение учено-догматических толкований и влияние региональных и международных нормативно-правовых источников. Новейший период истории права отмечен значительным ростом законодательной активности, затронувшей помимо традиционных фундаментальных отраслей — гражданского и уголовного права — также область конституционного права и секторы обычного и традиционного права в развивающихся национальных правовых системах. Основные перемены в области структуры отраслей национальных правовых систем можно рассматривать по крайней мере с двух разных позиций — с точки зрения новаций в области классических приемов фиксации источников права (обычай, закон, кодекс, прецедент) либо новаций в самой структуре отрасли законодательства (изменения в дефинициях, содержательных характеристиках отдельного правового института: договора, обязательства, процедурного принципа и т. д.). Ко второй категории новаций можно отнести и явления дифференциации отраслей законодательства либо их интеграции. Резкое увеличение массы нормативного, в том числе кодифицированного, материала значительно усложняет работу судебных учреждений, не говоря уже о трудностях ориентации в этой массе материала для обывателя. В Англии широкое распространение получила практика составления консолидированных законов, которые включают предшествующее законодательство с внесенными в него изменениями и дополнениями. Так возникли консолидированные законы: Акт об уголовном праве 1967 г., Акт о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г. и др. Судебное (прецедентное) правотворчество сохраняется в основном в странах англосаксонского семейства права. Однако и здесь вносятся коррективы. В 1966 г. Палата лордов приняла решение о том, что отныне она не считает себя связанной вынесенными ею судебными решениями и постановлениями (прецедентами) и оставляет за собой право решать вопросы по своему усмотрению.

66. Предмет, методология и значение истории права и государства. История государства и права зарубежных стран — это общественная, историко-правовая наука. Предмет науки - исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов. Цель — выявление исторических закономерностей развития государства и права. История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права. При помощи логического метода в теории государства и права отражается исторический процесс в абстрактной форме, вырабатывается система общеправовых понятий и категорий, широко используемых в учебном курсе истории государства и права. Таким образом, история государства и права — это наука о государстве и праве отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в хронологической последовательности, в конкретной исторической обстановке, на основе выявления исторических закономерностей этих процессов, действующих в границах исторических эпох. Эту науку на западе называют всеобщей историей права, которая возникла на рубеже XVIII—XIX вв. Теоретическое и практическое значение истории государства и права зарубежных стран заключается в возможности глубже познать государственно-правовые реалии современности. Также получить необходимые знания по осуществлению глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. В историко-правовой литературе в России в течение ряда лет господствовала марксистская пятичленная периодизация исторического процесса (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). В настоящее время в отечественной науке утвердилось понятие «цивилизация», которое сложилось в Европе в середине XVIII века. На первое место при новом взгляде ставится человек, его внутренний мир, опыт, мировоззрение, способы ориентации, образ жизни и система ценностей. На данный момент, как принято считать в науке, существуют два пути развития человеческого общества, две цивилизации - Запад и Восток. В истории государства и права зарубежных стран используются различные подходы (методы), такие как: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный. Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении государственно-правовых явлений в той своеобразной социальной среде определенного государства и его правовой системы. Сравнительно-правовой метод предполагает выявление общих закономерностей и общих признаков в развитии государства и права в один период времени, но в различных странах (синхронное сравнение) и в разных периодах исторических эпох (диахронное сравнение). Системный подход предполагает выделение из общей структуры государственно-правовых явлений отдельных существенных признаков или неповторимых особенностей государства и его правовой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: