XIII. СР – сексуальное развитие

1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.

2. Задержки полового развития.

3. Проявляет извращенные наклонности.

XIV. УО – умственная отсталость.

1. Сильно отстает в учебе.

2. «Туп» для своего возраста.

3. Совершенно не умеет читать.

4. Огромные недостатки в знаниях элементарной математики.

5. Совершенно не понимает математики.

6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.

7. Попросту глуп.

XV. Б – болезни и органические нарушения.

1. Неправильное дыхание.

2. Частые простуды.

3. Частые кровотечения из носа.

4. Дышит через рот.

5. Склонность к ушным заболеваниям.

6. Склонность к кожным заболеваниям.

7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

8. Частые головные боли.

9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.

10. Болезненные, покрасневшие веки.

11. Очень холодные руки.

12. Косоглазие.

13. Плохая координация движений.

14. Неестественные позы тела.

XVI. Ф – физические дефекты.

1. Плохое зрение.

2. Слабый слух.

3. Слишком маленький рост.

4. Чрезмерная полнота.

5. Другие ненормальные особенности телосложения.

Ключ для подсчета баллов

Образцы поведения Симптомокомплексы
  I   II   III   IV   V   VI   VII   VIII   IX   X   XI   XII   XIII   XIV   XV   XVI
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

Перевод в баллов в проценты

Баллы Симптомокомплексы
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

Приложение 7.

ИНТЕРВЬЮ С ПЕДАГОГОМ[70]

При планировании интервью следует помнить о следующих правилах его проведения:

1. В основе кадрового интервью лежит диалог.

2. Заблаговременно подготовьтесь к беседе и дайте такую же возможность педагогу.

3. Создайте доверительную атмосферу, способствующую дискуссии.

4. При обсуждении акцент делайте на деятельности педагога, а не на его личности.

5. Не торопитесь с выводами и заключениями.

6. Позвольте себе высказывать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы.

7. Завершайте беседу на положительной ноте.

Инструкция для педагога

Данное интервью - часть работы с педагогами школы. Оно позволит вам лучше понять себя, свои возможности и достижения в профессиональной деятельности. Постарайтесь как можно более точно отвечать на вопросы, но избегайте излишних подробностей. Ваше мнение особенно интересно для меня как психолога школы, а результаты нашей беседы будут носить закрытый характер.

Вопросы

1. Что привлекает вас в настоящее время в вашей работе?

2. Изменилось ли ваше отношение к профессии педагога с того времени, как вы начали работать в школе?

3. К какой точке зрения ближе ваше мнение:

- первоочередная задача школы - дать ученикам глубокие и прочные знания;

- в школе ребенок прежде всего приобретает опыт социальной жизни, и первоочередная задача учителя - воспитание личности;

- школа должна способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся и формировать навыки самостоятельного мышления.

4. Многие педагоги говорят, что нынешние ученики изменились, причем не в лучшую сторону. Что вы думаете об этом?

5. Какое представление о себе вы хотели бы создать у учеников? Почему?

6. Как строятся ваши взаимоотношения с учащимися? Поддерживаете ли вы связи со своими бывшими учениками? Что дает вам общение с учениками?

7. У вас есть ученик, который не проявляет никакого интереса к учебе? Что вы можете предложить для того, чтобы изменить его отношение к учебе?

8. Вы объясняете важный материал классу, внезапно один из учеников спрашивает, зачем ему это учить? Что вы ему ответите?

9. У вас в классе есть ученик, у которого очень сложные отношения в семье. Что вы будете делать?

  1. Возникают ли у вас при общении с учениками отрицательные чувства?
  2. Что для вас означает понятие «трудный ребенок»? Есть ли у вас трудности в общении с учащимися? Если есть, то какие?
  3. Одна и та же группа учеников постоянно опаздывает на ваш урок. Ваши действия?
  4. Как вы думаете, нужны ли какие-то специальные способности или качества, чтобы быть хорошим педагогом?
  5. С каким настроением вы обычно идете в школу? Как вы себя чувствуете в школе чаще всего?
  6. Что вы цените в себе как в профессионале? Что помогает вам эффективно работать в качестве педагога?
  7. Как складываются ваши отношения с коллегами?

17. Некоторые учителя способны вызвать большой интерес учеников к своему предмету. Как вы думаете, что помогает им в этом?

  1. Чему бы вы хотели научиться, чтобы более эффективно работать?
  2. Есть ли у вас возможность участвовать в управлении школой? Если есть, то какая?
  3. Из чего складываются ваши отношения с администрацией?
  4. Вы можете открыто обсуждать с администрацией и коллегами свои профессиональные проблемы?
  5. Способны ли вы принять критику в свой адрес? Как вы реагируете на критические замечания коллег или администрации?
  6. Как вы представляете свою профессиональную карьеру? Каким педагогом вы себя видите через 5, 10 лет?

24. Какую форму повышения квалификации вы считаете наиболее приемлемой для себя?

25. С чем связано ваше желание аттестовываться?

Критерии оценки ответов

Характеристика ответа Баллы
1. Ответ лаконичен, носит неразвернутый формальный характер. Учитель проявляет недостаточное видение важнейших аспектов деятельности, ее перспективных линий, не умеет сформулировать проблемы и возможные пути их решения. Испытывает затруднения в организации взаимодействия с учащимися, коллегами по работе и администрацией 2-4
2. Ответ носит осмысленный и достаточно развернутый характер. Педагог способен обозначить личностную позицию, видит некоторые перспективы профессиональной деятельности. Но общая характеристика недостаточно целостна, не всегда удается найти адекватные способы решения проблем 5-7
3. Учитель дает глубокие развернутые суждения о педагогической деятельности. Имеет четкую личностную позицию по всем аспектам деятельности. Хорошо осмысляет возникающие проблемы, осознает возможные перспективы их конструктивного решения. Открыт новым идеям, творчески подходит к их реализации в своей практике 8-10

Затем баллы, набранные педагогом, суммируются. Минимальная сумма баллов, которую может набрать учитель, - 50, максимальная – 250.

200-250 баллов Педагог имеет сложившуюся концепцию профессионально-педагогической деятельности; осознает свои ресурсы и ограничения, перспективы профессионального развития. Высокий уровень рефлексивности
125-200 баллов Педагог работает над формированием индивидуального стиля педагогической деятельности, видит некоторые перспективы своего развития. Недостаточно развита рефлексивность
50-125 баллов Недостаточное видение важнейших аспектов профессионально-педагогической деятельности; низкий уровень рефлексивности

Приложение 8.

АНКЕТА «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК» (Н.В. Клюева) [71]

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то - «нет».

1. Учитель умеет заранее определить успехи своих учеников.

2. Мне трудно ладить с учителем.

3. Учитель - справедливый человек.

4. Учитель умело готовит меня к контрольным и экзаменам.

5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.

6. Слово учителя для меня закон.

7. Учитель тщательно планирует работу со мной.

8. Я вполне доволен учителем.

9. Учитель недостаточно требователен ко мне.

10. Учитель всегда может дать разумный совет.

11. Я полностью доверяю учителю.

12. Оценка учителя очень важна для меня.

13. Учитель в основном работает по шаблону

14. Работать с учителем - одно удовольствие.

15. Учитель уделяет мне мало внимания.

16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.

17. Учитель плохо чувствует мое настроение.

18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.

19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.

20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.

21. Учитель наказывает меня за малейший проступок.

22. Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.

23. Я хотел бы стать похожим на учителя.

24. У нас с учителем чисто деловые отношения.

Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Гностический компонент включает вопросы:

ответ «да» - 1, 4, 7, 10, 19, 22;

ответ «нет» - 13, 16.

Эмоциональный компонент включает вопросы:

ответ «да» - 8, 11, 14, 23;

ответ «нет» - 2, 5, 17, 20.

Поведенческий компонент включает вопросы:

ответ «да» - 3, 6, 12, 18;

ответ «нет» - 9, 15,21, 24.

Гностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика (максимум - 8 баллов), эмоциональный - определяет степень симпатии ученика к учителю (максимум - 8 баллов), а поведенческий - показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика (максимум -8 баллов).


Приложение 9.

АНКЕТА

«ИССЛЕДОВАНИЕ ОЖИДАНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ И ПЕДАГОГОВ»[72]

Уважаемые коллеги, для конкретизации актуальных и перспективных направлений в деятельности психолога просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы. Инструкция: Поставьте «галочку» рядом с ответом, который вы разделяете.

1. Как Вы считаете, нужен ли психолог в школе (детском саду)?

□ да, нужен;

□ наверное, нужен;

□ затрудняюсь ответить;

□ наверное, не нужен;

□ не нужен.

2. Как Вы считаете, чем должен заниматься психолог в школе (дошкольном учреждении)?

□ Чтением лекций по психологическим проблемам для педагогов, родителей;

□ проведением психологической диагностики детей и педагогов;

□ проведением коррекционно-развивающих занятий с «трудными» детьми;

□ организацией тренинговых занятий для педагогов;

□ психологическим консультированием родителей и педагогов по вопросам воспитания и обучения детей.

Чем еще, на Ваш взгляд, должен заниматься психолог в школе (детском саду)?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Какую позицию должен занимать психолог в школе (дошкольном учреждении)?

□ при директоре

□ обособленно - сам по себе

□ «один из нас»;

□ доверенное лицо;

□ защитник ребенка.

Если у Вас есть свои предложения, укажите их:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Чем, по Вашему мнению, может помочь психолог школе (дошкольному учреждению)?

□ установить комфортную психологическую атмосферу в коллективе;

□ устранить конфликты в педагогическом и детском коллективах;

□ наладить дисциплину на переменах и уроках;

□ способствовать налаживанию взаимопонимания между педагогами и родителями.

Предложите свой вариант ответа:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Какими личностными качествами должен обладать психолог:

□ высокие умственные способности, проницательность, рассудительность;

□ общительность, великодушие, любезность, тактичность, дипломатичность;

□ совестливость, добросовестность, чувство долга и ответственности;

□ эмоциональная устойчивость, выдержка, устойчивость к стрессу.

Какие еще индивидуально-психологические особенности должен иметь психолог?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за Ваши искренние ответы!



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: