1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.
2. Задержки полового развития.
3. Проявляет извращенные наклонности.
XIV. УО – умственная отсталость.
1. Сильно отстает в учебе.
2. «Туп» для своего возраста.
3. Совершенно не умеет читать.
4. Огромные недостатки в знаниях элементарной математики.
5. Совершенно не понимает математики.
6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.
7. Попросту глуп.
XV. Б – болезни и органические нарушения.
1. Неправильное дыхание.
2. Частые простуды.
3. Частые кровотечения из носа.
4. Дышит через рот.
5. Склонность к ушным заболеваниям.
6. Склонность к кожным заболеваниям.
7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.
8. Частые головные боли.
9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.
10. Болезненные, покрасневшие веки.
11. Очень холодные руки.
12. Косоглазие.
13. Плохая координация движений.
14. Неестественные позы тела.
XVI. Ф – физические дефекты.
1. Плохое зрение.
2. Слабый слух.
3. Слишком маленький рост.
4. Чрезмерная полнота.
|
|
5. Другие ненормальные особенности телосложения.
Ключ для подсчета баллов
Образцы поведения | Симптомокомплексы | |||||||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | |
Перевод в баллов в проценты
|
|
Баллы | Симптомокомплексы | |||||||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | |
Приложение 7.
|
|
ИНТЕРВЬЮ С ПЕДАГОГОМ[70]
При планировании интервью следует помнить о следующих правилах его проведения:
1. В основе кадрового интервью лежит диалог.
2. Заблаговременно подготовьтесь к беседе и дайте такую же возможность педагогу.
3. Создайте доверительную атмосферу, способствующую дискуссии.
4. При обсуждении акцент делайте на деятельности педагога, а не на его личности.
5. Не торопитесь с выводами и заключениями.
6. Позвольте себе высказывать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы.
7. Завершайте беседу на положительной ноте.
Инструкция для педагога
Данное интервью - часть работы с педагогами школы. Оно позволит вам лучше понять себя, свои возможности и достижения в профессиональной деятельности. Постарайтесь как можно более точно отвечать на вопросы, но избегайте излишних подробностей. Ваше мнение особенно интересно для меня как психолога школы, а результаты нашей беседы будут носить закрытый характер.
Вопросы
1. Что привлекает вас в настоящее время в вашей работе?
2. Изменилось ли ваше отношение к профессии педагога с того времени, как вы начали работать в школе?
3. К какой точке зрения ближе ваше мнение:
- первоочередная задача школы - дать ученикам глубокие и прочные знания;
- в школе ребенок прежде всего приобретает опыт социальной жизни, и первоочередная задача учителя - воспитание личности;
- школа должна способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся и формировать навыки самостоятельного мышления.
4. Многие педагоги говорят, что нынешние ученики изменились, причем не в лучшую сторону. Что вы думаете об этом?
5. Какое представление о себе вы хотели бы создать у учеников? Почему?
6. Как строятся ваши взаимоотношения с учащимися? Поддерживаете ли вы связи со своими бывшими учениками? Что дает вам общение с учениками?
7. У вас есть ученик, который не проявляет никакого интереса к учебе? Что вы можете предложить для того, чтобы изменить его отношение к учебе?
|
|
8. Вы объясняете важный материал классу, внезапно один из учеников спрашивает, зачем ему это учить? Что вы ему ответите?
9. У вас в классе есть ученик, у которого очень сложные отношения в семье. Что вы будете делать?
- Возникают ли у вас при общении с учениками отрицательные чувства?
- Что для вас означает понятие «трудный ребенок»? Есть ли у вас трудности в общении с учащимися? Если есть, то какие?
- Одна и та же группа учеников постоянно опаздывает на ваш урок. Ваши действия?
- Как вы думаете, нужны ли какие-то специальные способности или качества, чтобы быть хорошим педагогом?
- С каким настроением вы обычно идете в школу? Как вы себя чувствуете в школе чаще всего?
- Что вы цените в себе как в профессионале? Что помогает вам эффективно работать в качестве педагога?
- Как складываются ваши отношения с коллегами?
17. Некоторые учителя способны вызвать большой интерес учеников к своему предмету. Как вы думаете, что помогает им в этом?
- Чему бы вы хотели научиться, чтобы более эффективно работать?
- Есть ли у вас возможность участвовать в управлении школой? Если есть, то какая?
- Из чего складываются ваши отношения с администрацией?
- Вы можете открыто обсуждать с администрацией и коллегами свои профессиональные проблемы?
- Способны ли вы принять критику в свой адрес? Как вы реагируете на критические замечания коллег или администрации?
- Как вы представляете свою профессиональную карьеру? Каким педагогом вы себя видите через 5, 10 лет?
24. Какую форму повышения квалификации вы считаете наиболее приемлемой для себя?
25. С чем связано ваше желание аттестовываться?
Критерии оценки ответов
Характеристика ответа | Баллы |
1. Ответ лаконичен, носит неразвернутый формальный характер. Учитель проявляет недостаточное видение важнейших аспектов деятельности, ее перспективных линий, не умеет сформулировать проблемы и возможные пути их решения. Испытывает затруднения в организации взаимодействия с учащимися, коллегами по работе и администрацией | 2-4 |
2. Ответ носит осмысленный и достаточно развернутый характер. Педагог способен обозначить личностную позицию, видит некоторые перспективы профессиональной деятельности. Но общая характеристика недостаточно целостна, не всегда удается найти адекватные способы решения проблем | 5-7 |
3. Учитель дает глубокие развернутые суждения о педагогической деятельности. Имеет четкую личностную позицию по всем аспектам деятельности. Хорошо осмысляет возникающие проблемы, осознает возможные перспективы их конструктивного решения. Открыт новым идеям, творчески подходит к их реализации в своей практике | 8-10 |
Затем баллы, набранные педагогом, суммируются. Минимальная сумма баллов, которую может набрать учитель, - 50, максимальная – 250.
200-250 баллов | Педагог имеет сложившуюся концепцию профессионально-педагогической деятельности; осознает свои ресурсы и ограничения, перспективы профессионального развития. Высокий уровень рефлексивности |
125-200 баллов | Педагог работает над формированием индивидуального стиля педагогической деятельности, видит некоторые перспективы своего развития. Недостаточно развита рефлексивность |
50-125 баллов | Недостаточное видение важнейших аспектов профессионально-педагогической деятельности; низкий уровень рефлексивности |
Приложение 8.
АНКЕТА «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК» (Н.В. Клюева) [71]
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то - «нет».
1. Учитель умеет заранее определить успехи своих учеников.
2. Мне трудно ладить с учителем.
3. Учитель - справедливый человек.
4. Учитель умело готовит меня к контрольным и экзаменам.
5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.
6. Слово учителя для меня закон.
7. Учитель тщательно планирует работу со мной.
8. Я вполне доволен учителем.
9. Учитель недостаточно требователен ко мне.
10. Учитель всегда может дать разумный совет.
11. Я полностью доверяю учителю.
12. Оценка учителя очень важна для меня.
13. Учитель в основном работает по шаблону
14. Работать с учителем - одно удовольствие.
15. Учитель уделяет мне мало внимания.
16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.
17. Учитель плохо чувствует мое настроение.
18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.
20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.
21. Учитель наказывает меня за малейший проступок.
22. Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.
23. Я хотел бы стать похожим на учителя.
24. У нас с учителем чисто деловые отношения.
Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Гностический компонент включает вопросы:
ответ «да» - 1, 4, 7, 10, 19, 22;
ответ «нет» - 13, 16.
Эмоциональный компонент включает вопросы:
ответ «да» - 8, 11, 14, 23;
ответ «нет» - 2, 5, 17, 20.
Поведенческий компонент включает вопросы:
ответ «да» - 3, 6, 12, 18;
ответ «нет» - 9, 15,21, 24.
Гностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика (максимум - 8 баллов), эмоциональный - определяет степень симпатии ученика к учителю (максимум - 8 баллов), а поведенческий - показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика (максимум -8 баллов).
Приложение 9.
АНКЕТА
«ИССЛЕДОВАНИЕ ОЖИДАНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ И ПЕДАГОГОВ»[72]
Уважаемые коллеги, для конкретизации актуальных и перспективных направлений в деятельности психолога просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы. Инструкция: Поставьте «галочку» рядом с ответом, который вы разделяете.
1. Как Вы считаете, нужен ли психолог в школе (детском саду)?
□ да, нужен;
□ наверное, нужен;
□ затрудняюсь ответить;
□ наверное, не нужен;
□ не нужен.
2. Как Вы считаете, чем должен заниматься психолог в школе (дошкольном учреждении)?
□ Чтением лекций по психологическим проблемам для педагогов, родителей;
□ проведением психологической диагностики детей и педагогов;
□ проведением коррекционно-развивающих занятий с «трудными» детьми;
□ организацией тренинговых занятий для педагогов;
□ психологическим консультированием родителей и педагогов по вопросам воспитания и обучения детей.
Чем еще, на Ваш взгляд, должен заниматься психолог в школе (детском саду)?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Какую позицию должен занимать психолог в школе (дошкольном учреждении)?
□ при директоре
□ обособленно - сам по себе
□ «один из нас»;
□ доверенное лицо;
□ защитник ребенка.
Если у Вас есть свои предложения, укажите их:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Чем, по Вашему мнению, может помочь психолог школе (дошкольному учреждению)?
□ установить комфортную психологическую атмосферу в коллективе;
□ устранить конфликты в педагогическом и детском коллективах;
□ наладить дисциплину на переменах и уроках;
□ способствовать налаживанию взаимопонимания между педагогами и родителями.
Предложите свой вариант ответа:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какими личностными качествами должен обладать психолог:
□ высокие умственные способности, проницательность, рассудительность;
□ общительность, великодушие, любезность, тактичность, дипломатичность;
□ совестливость, добросовестность, чувство долга и ответственности;
□ эмоциональная устойчивость, выдержка, устойчивость к стрессу.
Какие еще индивидуально-психологические особенности должен иметь психолог?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за Ваши искренние ответы!