Структура и функции массовой коммуникации.
В основе коммуникации лежат обязательные компоненты модели коммуникативного акта, разработанного в 1948 г. американским политологом Лассуэллом.
В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает, что, по какому каналу, кому, с каким эффектом.
Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.
Любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель – управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.
Средства передачи массовой информации подразделяются на три вида:
1. СМИ;
2. Телекоммуникация;
3. Информатика.
Структура современных СМИ:
1. пресса;
2. аудиовизуальные СМИ;
3. информационные службы.
Типология рекламных сообщений:
1. по способу воздействия на аудиторию;
2. по способу выражения;
3. по целям и задачам;
4. по возможности обратной связи с потребителями.
1. Ф\
Функции массовой коммуникации
В 1948 г. Лассуэл выделил основные функции массовой коммуникации:
1. информационная;
2. воздействие на общество и его познание через обратную связь;
3. познавательно-культурологическая;
4. развлекательная;
5. мобилизующая.
В Отечественной науке было принято выделять четыре функции массовой коммуникации: информационная, регулирующая, социального-контроля, социализация личности (культурологическая).
Эффективность массовой коммуникации
Эффективность средств массовой коммуникации – отношение достигнутого результата к предварительно намеченной цели.
Основные цели: возможности влияния на общественные процессы, формирование общественного мнения, соответствующих взглядов на оценку возникающих в обществе проблем и т.д.
Группы критериев эффективности деятельности СМК:
1. духовного плана, отражающие изменение сознания человека;
2. практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, образа жизни и т.д.