Процессы памяти

Основными процессами памяти являются запоминание, воспроизведение и узнавание.

Запоминание – это процесс закрепления и сохранения в памяти полученных от объектов и явлений действительности впечатлений.

Запоминание может быть непреднамеренным – непроизвольным и преднамеренным – произвольным. Для непроизвольного запоминания характерно отсутствие специальной цели запомнить. Непроизвольное запоминание протекает без особых усилий, оно как бы совершается само собой.

Обычно непроизвольно запоминаются те объекты, которые выделяются своими свойствами: красочностью, подвижностью, величиной, своеобразной (непривычной) формой и так далее. Непроизвольно запоминается и то, что связано с эмоциональными переживаниями, с теми или иными чувствами человека. На прочность и длительность непроизвольного запоминания значительное влияние оказывает интерес. Непроизвольно запоминаются прежде всего те факты, события, явления, предметы, которые непосредственно связаны с целью деятельности. Благодаря непроизвольному запоминанию жизненный опыт человека постоянно расширяется, расширяются его знания и представления, причем без особых затрат волевых усилий.

Произвольное запоминание – это запоминание, характеризующееся сознательно поставленной целью – запомнить определенный материал. Для достижения этой цели человек прилагает волевые усилия, составляет конкретный план и использует другие приемы и методы более продуктивного запоминания.

Любая деятельность (игровая, учебная, трудовая), обусловленная определенными целями и задачами, требует произвольного запоминания многого из того, что составляет сущность, содержание этой деятельности. Так, учебная деятельность школьников основана на произвольном запоминании разнообразных знаний, умений и навыков. Специально организованное произвольное запоминание называется заучиванием.

Произвольное запоминание осуществляется механически или осмысленно. Механическое запоминание представляет собой заучивание (часто последовательное заучивание) частей материала без осмысливания связи между ними.

Ученик, механически заучив тот или иной материал, может полностью его пересказать, пересказать «точь‑в‑точь», но при первых же вопросах, требующих раскрыть содержание заученного, причинно‑смысловую связь между описываемыми в тексте явлениями, предметами, событиями, запутывается и отказывается отвечать. Это объясняется тем, что материал механически запомнился, не осмыслен, не продуман как в общем содержании, так и в частях.

Обычно механически школьник запоминает тогда, когда он не понимает учебный материал или ленится его осмыслить. К механическому запоминанию материала ведет и отсутствие в нем прямой смысловой связи между отдельными частями. Нередко требование педагога знать точно так, как написано в учебнике, вырабатывает у учащихся механические навыки запоминания материала.

Механическое запоминание учебного материала может привести к поверхностному, неглубокому усвоению знаний, требует значительного времени. Вместе с тем рациональное сочетание осмысленного запоминания с механическим дает хорошие результаты. Так, многие правила, формулы, факты необходимо предварительно осмыслить, разобраться в них, а потом заучить и по мере необходимости в дальнейшем использовать их, не затрачивая времени для повторного их осмысливания.

Осмысленное запоминание основано на понимании содержания, сущности закрепляемого в памяти материала, на раскрытии их смысловых, логических связей, которые существуют между его частями. Осмысленность, а значит, и прочность запоминания во многом обусловливается свойствами личности, широтой и глубиной ее интересов, чертами характера.

Для облегчения понимания изучаемого материала и процесса его запоминания применяют ряд специальных приемов. Часто используемым приемом является прием смысловой группировки материала. При этом заучиваемый материал разбивается на части, в которых выделяется наиболее главное и существенное, и затем все снова соединяется.

Прием смысловой группировки материала определяет собой активную работу мысли на всех этапах запоминания. Вначале осмысливается основное, общее содержание, выделяется основная идея содержания. Затем детально анализируется весь материал, который делится в соответствии с результатами этого анализа на смысловые группы, части. Определяются основные мысли, главное содержание каждой части, каждой группы, на основе чего формулируются краткие заголовки, раскрывающие сущность каждого звена материала. Далее устанавливается связь между выделенными частями и осознается их логическая последовательность.

Осмысливание, осознание материала завершается составлением плана запоминания. В дальнейшем материал должен закрепляться неоднократным повторением.

Как свидетельствуют психологические исследования, успех заучивания зависит не столько от количества повторения, сколько от того, как эти повторения распределяются во времени. Существуют два способа заучивания: концентрированное, то есть сплошное, без перерыва во времени, и распределенное во времени на несколько сеансов. Распределенное повторение дает значительно больший эффект и требует примерно в два раза меньше повторений, чем концентрированное. Этим объясняются отрицательные последствия спешной подготовки в течение короткого времени к экзамену – знания непрочны, быстро забываются. Эти же знания, закрепляющиеся в памяти постепенно, распределяясь своими частями на все уроки учебного полугодия, года, отличаются особой прочностью.

Распределение повторений необходимо при закреплении знаний у школьников, усваиваемых систематически в процессе обучения. Результаты будут эффективными, если повторение пройденного материала будет осуществляться периодически в течение года.

К процессам памяти относятся узнавание и воспроизведение.

Узнавание – это установление сходства между предметом, воспринимаемым в данный момент, и тем образом, который закрепился в нашей памяти от предшествующего восприятия этого или похожего на него предмета.

Для воспроизведения характерным является то, что образы памяти оживляются без опоры на повторное восприятие того или иного предмета.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное воспроизведение – это непреднамеренное воспроизведение, когда образы всплывают без усилий со стороны человека. Часто толчком для непроизвольного воспроизведения являются ассоциации.

Произвольное воспроизведение – это сознательный, преднамеренный процесс воспроизведения в памяти прошлых мыслей, чувств, впечатлений от действительности.

Произвольное воспроизведение характеризуется активностью и избирательностью. В зависимости от сложности материала, прочности сохранения его в памяти произвольное воспроизведение может протекать легко или со значительными волевыми усилиями. Активное, осмысленное воспроизведение, связанное с напряжением нервной системы, с волевыми усилиями, называется припоминанием.

Воспроизведение отражает качества памяти и служит своеобразным результатом и запоминания, и сохранения конкретного материала. Физиологической основой узнавания и воспроизведения служит оживление следов предшествующих возбуждений в коре головного мозга. То, что человек запоминает, не полностью сохраняется в памяти – многое забывается. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. Полное забывание закрепленного материала исключает не только воспроизведение, но и узнавание его. Неполное, частичное забывание материала наблюдается тогда, когда человек воспроизводит его фрагменты или воспроизводит ошибочно. Длительным забыванием называется забывание, когда человек не может в течение длительного периода времени припомнить, воспроизвести тот или иной материал. Значительно чаще наблюдается временное забывание, когда человек не может воспроизвести необходимый материал в нужный момент, но в дальнейшем воспроизводит его. Иногда отсроченное на некоторое время (например, на 2–3 дня) воспроизведение оказывается более полным и ярким по сравнению с воспроизведением, которое осуществляется сразу после заучивания. Такое явление называется реминисценцией.

Процесс забывания происходит неравномерно – вначале (сразу после заучивания) очень быстро, затем медленнее и слабее. Физиологическая основа забывания – угасательное торможение временных нервных связей в коре головного мозга, возникающее в результате отсутствия их подкрепления.

Лучшим средством против забывания является повторение. Мудрая пословица говорит: «Повторение – мать учения». Учитывая, что забывание вначале происходит интенсивнее, следует повторять материал как можно раньше, а не тогда, когда он почти полностью забыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: