Любая мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации и другие. Основными
из них являются анализ и синтез. Мышление – это аналитико‑синтетическая деятельность мозга.
Анализ есть мысленное разъединение целого на части, то есть разъединение предмета, явления на отдельные стороны, признаки, свойства, составляющие в совокупности этот предмет или явление.
Синтез, наоборот, представляет собой мысленное соединение отдельных частей, признаков, свойств в целое.
Четко характеризуясь своей конкретной направленностью и являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез вместе с тем неразрывны. Любой познавательный процесс отличается тесной связью и взаимообусловленностью анализа и синтеза. Без анализа нет синтеза.
Анализ и синтез всегда целенаправленны и призваны решить конкретную задачу. Анализируются и синтезируются определенные стороны, признаки, качества объектов.
|
|
Любое сравнение предполагает сопоставление каких‑либо предметов, их отношений. Сравнение всегда есть выделение тех или иных признаков, сторон предметов, причем последовательное их выделение. После установления того, как конкретный признак представлен в сравниваемых объектах, определяется сходство и различие между предметами. Следовательно, анализ – это одна из необходимых составных частей сравнения. Наряду с анализом в сравнении широкое участие принимает синтез.
Обобщение представляет собой мысленное объединение сходных по каким‑либо признакам, качествам предметов и явлений действительности.
Для вскрытия общего в явлениях и предметах окружающего мира необходимо участие не только анализа и синтеза, но и сравнения. Посредством сравнения человек определяет то общее, что имеется между отдельными объектами, явлениями, которые он объединяет в конкретную группу, категорию. За основу любого обобщения могут браться различные признаки сходных предметов. Но особое значение имеет обобщение, опирающееся на выделение не только общих, но и основных признаков, характеризующих сущность данных объектов и явлений. Обычно такое обобщение совпадает с процессом образования понятий, процессом познания определенных закономерностей, связей между предметами, явлениями и отдельными их свойствами. Любое правило, закон, понятие – есть обобщение. Короче говоря, это всегда какой‑либо общий вывод, итог, который человек делает на основе наблюдаемых им сходных явлений, фактов. И усвоение, то есть познание любого правила, закона есть не что иное, как обобщение.
|
|
Определяя общее в предметах или явлениях, а также находя различие между ними, человек начинает систематизировать или классифицировать их, то есть мысленно разделять все предметы и явления на группы и подгруппы, виды, классы, роды и так далее на основе сходства или различия.
Следует заметить, что одни и те же объекты можно классифицировать в разных направлениях – это обусловливается обычно тем, какой признак берется за основу. Обычно за основу классификации берутся наиболее существенные признаки предметов, однако, повторяем, это не исключает того, что данный объект может классифицироваться и по другим признакам. Часто это зависит от конкретной задачи и цели человека.
В процессе обобщения предметов и явлений действительности, выделения в них общего человек одновременно отвлекается от целого ряда других их признаков, сторон, которыми они отличаются друг от друга, и рассматривает то, что им выделяется. Такое мысленное отвлечение называется абстрагированием. Процесс абстракции – это познание реальности, заключающееся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении какого‑либо свойства или отношения.
Большое значение в познании действительности имеет и противоположный абстрагированию процесс – конкретизация, которая представляет собой одновременную фиксацию какого‑либо признака, какой‑либо стороны предмета, явления вне учета других сторон, признаков предмета и явления в целом. Конкретизация всегда предполагает мысль об общем, являясь своего рода связующим звеном между обобщением и данными чувственного опыта. Общее легче и быстрее понимается через конкретные примеры, стороны, явления, в которых содержится это общее.
Абстракция обусловливает «проникновение вглубь» предмета, явления; без абстракции невозможно познать сущность изучаемого.
В процессе познания перечисленные мыслительные операции тесно связаны между собой и настолько взаимообусловлены, что обычно невозможно даже приблизительно их расчленить. Решая ту или иную задачу, человек использует мыслительные операции «в комплексе». В зависимости от сложности решаемых задач складывается определенная структура этого комплекса – более сложная или менее сложная. Мыслительные операции служат фундаментом формирования понятий. Без участия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации невозможен процесс мышления как процесс оперирования понятиями.