1. Основателем риторического искусства считается:
· Протагор
· Платон
· Аристотель
· Цицерон
2. Цель совещательных речей:
· Обвинять или оправдывать;
· Хвалить или порицать;
· Склонять к убеждению или отклонять;
3. Первым, самым ранним дошедшим до нас трудом по риторике в России является:
· «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова;
· «Риторика» вологодского епископа Макария;
· «Златослав» Стефана Писарева;
· «Краткое руководство к оратории российской» иеромонаха Амвросия;
4. Предкоммуникативная фаза работы над речью – это:
· Репетиция, т.е. произнесение речи для себя, без слушателей;
· Подготовка речи, начиная с определения темы, цели выступления, проблемы, оценки аудитории и т.д.;
· Отбор материала, анализ фактов, подбор аргументов, работа над композицией выступления;
· Анализ речи после выступления;
5. Выражение «корабль реформ» относится к числу метафор:
· Войны;
· Архитектуры;
· Пути;
· Болезни;
· Не является метафорой;
6. Суть приема «эффект края» состоит в том:
|
|
· Чтобы необходимую информацию не приводить в начале и в конце диалога;
· Чтобы нужную информацию, сильные аргументы приводить в начале и в конце диалога;
· Не выступать последним или первым;
· Не выступать с серьезными речами в начале или в конце дня;
7. Конспект – это:
· Краткая характеристика статьи, книги и т.д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей;
· Краткая запись содержания прочитанного;
· Краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней;
8. Полилог – это:
· Речь одного человека;
· Речь нескольких человек (собеседников);
· Речь двух человек;
9. Изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания – это:
· Интонация;
· Тембр;
· Мелодика;
· Темп;
· Пауза;
10. Порядок речевого поредения, установленный в обществе – это:
· Этика;
· Речевая коммуникация;
· Речевой этикет;
· Психология речевого общения;
11. Доминантный собеседник – это:
· Участник диалога, не испытывающий никаких трудностей в речевой коммуникации, легко входящий в разговор, говорящий много и охотно в любой ситуации, перескакивающий с темы на тему;
· Участник диалога, стремящийся завладеть инициативой в речевой коммуникации, не любящий, чтобы его перебивали, обычно насмешлив, резок, говорит чуть громче других;
· Человек, испытывающий трудность при вступлении в речевую коммуникацию;
· Участник диалога, не стремящийся владеть инициативой и готовый отдать ее без особых возражений;
|
|
12. Формулировки типа: «Ты должен», «Ты не должен», «Сколько раз повторять одно и то же», «Прекратите это сейчас же» и т.п. характеризуют участника коммуникации:
· В состоянии Взрослого;
· В состоянии Ребенка;
· В состоянии Родителя;
13. Речевая тактика «Провокация» заключается в том, чтобы:
· Для подтверждения правильности излагаемой информации сослаться на авторитет слушателей, авторитет науки, авторитет известных людей;
· Отказаться от растянутого вступления, избавляясь от необходимости разъяснять все с самого начала;
· Учитывая предмет речи, рассказать аудитории, деловому партнеру о собственных заблуждениях, ошибках, предрассудках для преодоления сдержанности и предвзятости;
· На короткое время вызвать реакцию несогласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более четкой формулировки собственной позиции;
14. Во время деловых переговоров для усиления мотивировки партнеру необходимо:
· Льстить;
· Говорить прямолинейно и предельно честно;
· Продемонстрировать выгоду для него;
· Запутать партнера;
15. Разновидностью диалога не является:
· Беседа;
· Дискуссия;
· Монолог;
· Спор;
16. Собеседник, руководствующийся заискивающей моделью речевой коммуникации:
· Разговаривает, не реагируя на вопросы, прерываясь и делая неоправданные паузы, не фокусируя ни на чем внимание, певучим голосом;
· Говорит рассудительно, корректно, спокойно, эмоционально сдержанно, холодно, монотонно, акцентировано на сильные стороны своей речи;
· Разговаривает, унижаясь, угождая, извиняясь, не споря, соглашаясь, требуя одобрения своим действиям;
· Высказывается максимально резко и жестко, обрывая всех, не давая возможности говорить никому, командуя, распоряжаясь, подавляя;
17. Какой психотип характеризуется тем, что в разговоре спешит, захлебывается, сбивается, не успевает за своими мыслями; темп его речи высокий, хорошая артикуляция, но в спешке может проглатывать слова; общителен?
· Шизоид;
· Паранойяльный;
· Гипертим;
· Психастеноид;
18. Если ситуация речевого общения развивается по типу «Непонятно ради чего, но поговорим!», то значит, нарушено условие риторического акта:
· Готовность адресата к речевому взаимодействию;
· Понятие адресатом мотива речевого взаимодействия;
· Осознание собеседниками начала речевого взаимодействия;
· Единство партнеров во взгляде на предстоящий речевой акт;
19.Определите эффективность использования в публичной речи устойчивых оборотов: «Третья сторона медали», «И грянул бал».
· Повышается выразительность речи;
· Ограничивается тематика;
· Достигается сложность изложения;
· Исключается двусмысленность.
20. Не относится к аудиовизуальной (зрительно-слуховой) рекламе...
· Демонстрация образцов изделий в сопровождении устного текста;
· Кинореклама;
· Телереклама;
· Световая;
21.Определите эффективность использования в публичной речи устойчивых оборотов: «Как три капли воды», «Хождение за три океана».
· Достигается сложность изложения;
· Повышается выразительность речи;
· Ограничивается тематика;
· Исключается двусмысленность;
22. К аудиальной (слуховой) рекламе относится....
· Радиореклама;
· Оформительская;
· Телереклама;
· Кинореклама.
23. Определите, какое языковое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана:
«Pantin PRO-V» – блеск и сила Ваших волос. Блестящий результат.
· Сочетание латиницы с кириллицей;
· Дефразеологизация (семантический распад фразеологизма);
· Соблюдение норм дореволюционной орфографии;
· Каламбур;
24. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:
|
|
Старайтесь сделать ваш вклад в разговор правдивым. Не говорите того, что вы считаете лживым. Не говорите того, чему у вас недостаточно свидетельств.
· Максима качества;
· Максима релевалентности;
· Максима количества;
· Максима способа выражения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы: