Тема: Правильность и точность словоупотребления. Значение выбора слова для смысловой точности речи.
Цели и задачи: дать понятие лексической стилистики, остановиться назначении слова для смысловой точности речи, определить речевые ошибки, связанные с неправильным выбором слова, обосновать стилистическое использование в речи синонимов и антонимов.
Терминологический минимум по теме | Вопросы к практическому занятию | Упражнения для закрепления |
Точность, выбор слова, неправильный выбор слова, актуализированные слова, переориентированные слова, лексическая сочетаемость, контаминиция лексическая, плеоназм, недостаточность, эллипс, алогизм, компрессия, анахронизм, каламбур, антитеза, эвфимизмы, градация. Синекдоха, метонимия, перифраз. | 1. Слово-основа понимания текста. Понятие лексической сочетаемости. 2. Неправильное словоупотребление и нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка и стилистический прием. 3. Стилистическое использование в речи синонимов и антонимов. Типы синонимов. | Упр.3-5 (устно) упр.9,15,25. |
Занятие 6
|
|
Тема: Полисемия. Стилистические функции многозначных слов, омонимии смежных с ней явлений.
Цели и задачи: дать и практически закрепить понятие семантической структуры слова, подчеркнуть роль системных связей в языке, позволяющих творчески использовать лексические запасы в различных функциональных стилях речи.
Терминологический минимум по теме | Вопросы к практическому занятию | Упражнения для закрепления |
Полисемия, омонимы, омофоны, омографы, паронимы, парономазия, паронимическая аттракция, контекст. | 1. Понятие семантической структуры слова и полисемии как языкового явления. 2. Стилистические функции омонимии и смежных с ней явлений. 3. Паронимия и парономазия. 4. Стилистические приемы создания юмора с использованием полисемии. | Справочник по практической стилистике. стр.65-66, упр.7; упр.63,64,66 (устно); упр.69 (самостоятельно), стр.75-79 |