Теряя форму, гибнет красота,
А форма четко требует закона,
Невыносима больше маета.
Аморфности, неряшливости тона.
Вл. Солоухин.
Исполнение любого литературного жанра (поэзии, прозы, публицистики и пр.) всегда есть речевое действие, поступок, рассчитанный на изменение ситуации. Что здесь имеется в виду?
Выходя на сценическую площадку, чтец стремится реализовать сверхзадачу своего выступления, выполнять действенные задачи: «Хочу, чтобы люди задумались о смысле жизни», «Хочу, чтобы людей привлекали подлинные ценности», «Хочу, чтобы не было равнодушных» и т. д. То есть, взяв в работу тот или иной исполнительский материал, изучив его содержание, главную мысль, сопоставив их с реальной действительностью, исполнителю надо понять то, с чем же он будет бороться, что утверждать. При понимании этого чтец и будет стремиться «изменять ситуацию», воздействуя на сознание и чувства людей.
Но словесное дествие при исполнении стихов имеет свою специфику. Особая значимость и весомость слова в стихах, четкость ритма и острота формы требуют такого же законченного, четкого и острого внутреннего чувствования, переживания, подтекста. «Стихи чувствуются иначе, чем проза, потому что у них другая форма. Но можно сказать и наоборот: у стихов другая форма, потому что их подтекст переживается иначе».3 — пишет К. С. Станиславский. В стихахнельзя думать и переживать в ритме прозы, слишком «утяжелять» подтекст, чрезмерно углублять», переживание, затягивая психологические паузы. Это разрушит форму стихов. В стихах темпо-ритм «вместе со сквозным действием и подтекстом пронизывает, точно нить, линии действия, речи, паузы, переживания и его воплощения».4
|
|
И наоборот, нельзя формально выполнять все требования стиха, забывая при этом о внутреннем темпо-ритме чувства, подтекста и сквозного действия. Такое исполнение К. С. Станиславский называл простым «стихоговорением», которое «не может быть признано стихотворной речью».5 (5)
В старину русские актеры называли словесное действие в стихах «стиходействием». Известный театральный педагог, профессор Л, Ф. Макарьев предложил воскресить это точное слово, отражающее ту специфику словесного действия в стихе, которую раскрыл и объяснил К. С. Станиславский. Термин «стиходействне» постоянно напоминает чтецу о том, что он действует не просто словом, а словом в стихе.6
Событие, сверхзадачу, действие, чувственный мир лирического героя невозможно обнаружить лишь умозрительно, литературно-тематическим анализом содержания текста, фразы без одновременного анализа темпо-ритма стиха и всех особенностей стихотворной речи. Поэтому, чтобы овладеть искусством стиходействия, необходимо изучить структуру формы исполняемого произведения. А для этого нужно знать хотя бы основы русского стихосложения. Не вдаваясь в глубину изучаемого вопроса, не останавливаясь на исторических предпосылках зарождения и развития русского поэтического слова, мы сконцентрируем наше внимание на самых существенных законах стихосложения. Постараемся, здесь ответить на основной круг вопросов, знание которых обязательно для тех, кто желает овладеть искусством исполнения стихов.
|
|