Каково главное свойство стихотворной речи?

Главное свойство стихотворной речи, которое отличает ее от прозы — ритмичность. Латинское слово «верзус» (стих) происходит от глагола «вертере» (поворачивать, возвращать). В самом названии выделена эта основная черта стихотворной речи — повторяемость, ритмичность. Напомним, что ритм — это закономерное чередование соизмеримых речевых единиц во времени. Многократное повторение стиха (строчек) и создаёт впечатление четкой ритмической орга­низации речи. В прозаической речи тоже есть деление фраз на определенные отрезки (речевые такты), но они не оди­наковы по размерам. Поэтому проза в отличие от стихов те­чет как бы свободно, хотя в ней и есть своя особая ритмиче­ская организация речи, которая делает ее эстетически благозвучной и выразительной (если говорить о художествен­ной прозе).

Чтобы услышать, почувствовать четкую ритмическую ор­ганизацию стихотворной речи в отличие от прозы, попробуем сопоставить описание бурана в степи из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» с его стихотворением «Зимний вечер»: (6)

Ветер между тем час от часу Буря мглою небо кроет,

становился сильнее. Облачко Вихри снежные крутя;

обратилось в белую тучу, ко- То, как зверь, она завоет,

торая тяжело подымалась, ро- То заплачет, как дитя,

сла и постепенно облегала небо. То по кровле обветшалой

Пошел мелкий снег — Вдруг соломой зашумит,

и вдруг повалил хлопьями. То, как путник запоздалый,

Ветер завыл; сделалась метель. К нам в окошко застучит...

В одно мгновение темное не­бо

смешалось со снежным мо­рем.

Все исчезло... Все было мрак и

вихорь. Ветер выл с такой

свирепой выразительностию,

что казался одушевленным...

Конечно, речь в стихах, собранная, ритмически органи­зованная, звучит с эмоционально повышенной выразитель­ностью. Слова, включенные в тесные рамки размера стихо­творения, отличаются по своему звучанию от обычной разговорной речи. Вот почему, утверждает В. Я. Брюсов, «сти­хи, переложенные прозой, даже хорошей прозой, — умира­ют». В этом легко убедиться, если попробовать перевести в прозу, допустим, поэтические строки Ф. И. Тютчева:

«Умом Россию не понять,

Аршином, общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить»,

А теперь изложим их прозой:

«Россию умом не понять, не измерить общим аршином; особенная стать у ней — можно только верить в Россию».

Мы видим, что умертвили поэтичность слов стихотворе­ния. /

А. С. Пушкин в художественной форме раскрыл особен­ности стихотворной речи:

Как весело стихи свои вести

Под цифрами, в порядке, строй за строем,

Не позволять им в сторону брести,

Как войску, в пух рассыпанному боем!

Тут каждый слог замечен и в чести,

Тут каждый стих глядит себе героем,

А стихотворец... с кем же равен он?

Он Тамерлан иль сам Наполеон.

Почему Пушкин пишет «Тут каждый слог замечен и в чести»? Потому, что каждый слог играет важную роль в ритмической организации речи в стихах. (7)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: