В тех случаях, когда цвет топлива вызывает сомнение в наличии этиловой жидкости, можно провести испытание.
В пробирку наливают 10 мл испытуемого бензина и добавляют 1,0 мл 10 %-го спиртового раствора йода. Смесь в пробирке осторожно нагревают в течение 2 мин на водяной бане и затем охлаждают водой. Верхний бензиновый слой сливают и добавляют в остаток 10 мл спирта. Пробирку слегка встряхивают и проверяют в отраженном свете наличие желтых кристаллов (блесток) йодистого свинца, образовавшегося при взаимодействии йода с тетраэтилсвинцом:
3I + Pb(C H) -Pbl + C H I
3) в центр стекла с помощью стеклянной трубки или пипетки на- лить 0,5 или 1,0 мл испытуемого топлива;
4) аккуратно поджечь испытуемое топливо;
5) наблюдать результаты горения: бензин воспламеняется мгновенно;
керосин загорается после длительного поджигания;
дизельное топливо от горящей спички практически не воспламе- няется;
6) после окончания горения дать стеклу остыть и осмотреть вид остатка на сферическом стекле (рис. 1). Результаты осмотра после сгора- ния топлив:
бессмольный или малосмольный бензин оставят на стекле след в виде бледного, беловатого пятна;
смолистый бензин даст ряд концентрических колец желтого или коричневого цвета;
7) замерить внешние диаметры остатков топлив после сжигания на сферическом стекле. Замерив внешний диаметр самого большого коль-
2 2 5 4
2 2 5
12 13
ца с помощью графика (рис. 2), приблизительно сделать вывод о содер- жании смол в топливе;
8) составить таблицу зависимости смол от диаметра смоляного пят-
на на сферическом стекле (табл. 1);
Таблица 1