Слова широкой семантики
(с широким объемом значения)
Задание 1. В приведенных ниже загадках для детей ключевые слова-отгадки многозначны. Это слова с широким объемом значения. Отгадайте ключевое слово, определите, какие лексические значения входят в лексический объем этих слов. (Ответы приведены в Приложении 7).
Загадка | Отгадка | Какие лексические значения совмещены в одном слове |
Может хоть потоп устроить, Хоть в стакан воды налить, Стоэтажный дом построить, И состав остановить. | ||
Есть она у чемодана И у школьницы любой, Есть у двери ресторана И у чашки голубой. | ||
Кто с него снимает кожу, Будет в три ручья реветь, Без него стрела не сможет До мишени долететь. | ||
Летом зеленел на грядке, Наземь осенью упал, Есть и в книжке, и в тетрадке, Даже музыку писал. | ||
Без нее машину сложно От машины отличить, И ее, вдобавок, можно, От конверта отмочить. |
Задание 2. Сравните предложенные ниже слова из разных языков и их соответствия в других языках и определите, у какого из соответствий шире объем значения. Договоримся изображать более узкий объем значения через символ <, более широкий объем значения – через символ >, например: англ. to make и to do < рус. делать (объем значения русского глагола шире). Подпишите частные значения сравниваемых слов.
|
|
Слова для сравнения | Соотношение объема значений > / < | Слова для сравнения |
рус. часы | англ. a watch, a clock | |
англ. brush | нем. Bürste, Pinsel | |
нем. gehen, fahren | англ. go | |
рус. идти, ехать, гулять плыть, лететь | фр. aller | |
р. жить | фр. vivre, habiter | |
англ. to shoot | рус. стрелять, снимать фильм | |
фр. manger, prendre le repas | рус. есть (кушать) | |
рус. прибывать | англ. arrive in, arrive at | |
фр. arriver, séjourner | ||
фр. s’en aller, quitter | рус. уходить |
Вопрос на размышление:
Какие слова при изучении нового языка представляют бόльшую сложность – слова с узкой семантикой или слова с широкой семантикой (с широким объемом значения)?
Лабораторная 4
Безэквивалентная и лакунарная лексика
Тема «Еда, напитки» [3]
Часть 1. Задания на развитие умения сравнивать языки,
Находить в них общее и различное