Инвенция - раздел риторики, обучающий работе над содержанием речи, включающий в себя сведения о том, как:
· выбирать тему речи;
· определять цель выступления и вырабатывать авторскую позицию;
· определять содержание и объем темы;
· собирать материал.
Тема может быть выбрана естественно или искусственно: она произвольно выбрана автором или «навязана» ему жизненными обстоятельствами. Специальная деятельность (доклад на семинаре, выступление на конференции и т.д.) обуславливает искусственный выбор темы, таким образом, муки выбора темы нас, как правило, не касаются. Необходимо помнить, что тема должна учитывать групповые интересы аудитории и свои интересы и познания. Тема должна быть уместной в данной ситуации, содержать нечто новое для слушателей, но это должно быть связано с тем, что уже известно слушателям. После определения общей цели, которую преследует автор, должна быть сформулирована и конкретная цель (возбудить практический интерес или создать ощущение конфликта).
|
|
Формулировка темы должна быть краткой, конкретной, наводящей на цель речи, уместной и, по возможности, интересной.
Выделяют три фазы работы с материалом:
фаза ориентации – автор работает с эмпирическим материалом, т.е. данными добытыми им самим), формируется общая цель и перечень вопросов которые необходимо осветить;
фаза выбора – этап самоограничения, когда вы решаете, что из того, что вы наметили достойно того, чтобы об этом говорить; разделение материала по категориям: главное/второстепенное, новое/старое, оригинальное/общепринятое;
фаза погружения – предполагает создание баланса между эмпирическим и энциклопедическим материалом.
Диспозиция – раздел риторики, который содержит рекомендации к построению речи. Наиболее распространенной классической структурой текста считается трехчастная, включающая в себя элементы: вступление, главную (основную) часть, заключение. Такую структуру чаще всего имеют информационная речь, доклад.
В ходе экспериментов было установлено, что запоминается и усваивается лучше всего то, что дается в начале или в конце сообщения, что объясняется действием так называемого психологического закона «края». Поэтому важно продумать содержание вступления и заключения.
Задача вступления - подготовить слушателей к восприятию темы. По мнению опытных ораторов, следует сразу привлечь внимание аудитории. «Зацепляющих крючков» (А. Ф. Кони) существует множество: интересный или даже неожиданный пример; пословица, поговорка, крылатое выражение, цитата; рассказ о каких - либо событиях, имеющих отношение к теме выступления; вопросы, позволяющие втянуть слушателей в активную умственную деятельность.
|
|
Заключение должно быть кратким, сжатым. В нем, как правило, подводятся итоги сказанному, делаются обобщения; кратко повторяются основные тезисы, подчеркивается главная идея и важность для аудитории разобранной темы; намечаются пути развития выраженных мыслей; ставятся новые задачи, очерчиваются перспективы, звучит приглашение высказать свое мнение, поспорить.
Современные речедеятели используют следующие методы изложения материала основной части, сформировавшиеся на базе многовековой практики:
1) Индуктивный метод - анализ материала от частного к общему, от конкретных фактов к выводам.
2) Дедуктивный метод - рассуждение от общего к частному, выдвижение каких - то положений, а затем разъяснение их смысла на примерах.
3) Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев проблему, автор текста, уже больше к ней не возвращается.
4) Исторический метод - подача материала в хронологической последовательности, например, на исторические или биографические темы.
5) Концентрический метод - расположение сообщаемого вокруг главной проблемы, единого центра. Говорящий анализирует предмет со всех сторон, при помощи разных определений (примеров, объяснений и т. п.), переходя от общего рассмотрения к более глубокому.
6) Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов, сходных между собой.
7) Метод контраста построен на основе сравнения полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений, их противопоставления.
Использование различных методов в одном монологе позволяет сделать его основную часть оригинальной, нестандартной.