Философские проблемы техники

Современная цивилизация - технотронная, индустриальная, что связано в первую очередь с развитием техники. Техника и технология - основные понятия философии техники. Техника в качестве понятия имеет два смысла:

1) орудия и инструменты труда, артефакты, созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды;

2) система навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности.

Мы будем рассматривать первое значение. История становления современного человека связана с историей развития и усложнения техники. Интерес к исследованию техники как к философской проблеме проявил еще Аристотель. Новая волна интереса связана с развитием инженерного мышления эпохи Возрождения и Нового времени (Бэкон, Декарт). Просветители видели в технике и техническом прогрессе решающее средство разрешения социальных противоречий и достижения всеобщего благополучия. Преувеличение детерминирующей роли техники приводит, с одной стороны, к технологическому детерминизму (техника - решающий фактор развития), с другой - к технократической идеологии. Различают технологический эвдемонизм (прогресс в технике и технологии автоматически устранит социальные противоречия и антагонизмы, приведет к равномерному распределению богатства и культуры) и технологический алармизм (только негативные последствия развития техники).

Технические артефакты реализуют 2 функции:

1) изменение вещественного, энергетического, информационного состояния предмета труда;

2) изменение совокупности производственных операций, приемов и навыков, необходимых для реализации технической деятельности.

Поэтому прогресс в области техники изменяет предметную область производственной деятельности человека, трансформирует структуру производственной и трудовой активности. Техника выступает важным звеном, посредником во взаимодействии человека со средой. Как конструктивное, так и деструктивное действие техники на природу зависит от обеих функций и социальных систем, в которых они реализуется.

Более широким понятием является понятие технологии. Традиционная технология - набор и последовательность операций, производимых в каждом данном определенном производственном процессе. Современная технология - сложная развивающаяся система артефактов, производственных операций и отношений, ресурсных источников, подсистем социальных последствий, управления, финансирования и взаимодействия с др. технологиями. Развивается как сумма нескольких технологий. Важное значение имеет информационная технология, становящаяся аккумулятором и генератором гносеологических и социогенных процессов, тенденции к уменьшению материалоемкости и капиталоемкости, увеличению наукоемкости. Информационная технология выражает развитие техники до ее системности.

Соотношение и различение естественного и искусственного. Техника, как правило, имеет физико-химическую природу, хотя сейчас есть и биологические технологии. Артефакты в принципе не отличаются от природных явлений, но как символы человеческой деятельности должны оцениваться с социологической точки зрения. Техника вооружает человека, делает его более сильным, быстрым, здоровым, но ослабляет, укорачивает жизнь, ведет к болезни. Необходим поиск оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия.

Взаимоотношение техники и науки. Техника раньше - прикладная наука, в основном прикладное естествознание. Теперь она оказывает большое влияние на науку. В отличие от науки, техника - не охота за знанием, а стремление действовать, производить аппараты и технологии.

Проблема оценки техники. Необходимо применение фрагментации и редуционизма, систематическая оценка техники, сопоставление альтернатив, предотвращение нежелательных последствий. Идеалы техники - технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемы. Оценка технологии - дело не единичного эксперта, а коллективного лица, института, госструктуры.

Подходы к оценке техники.

1) натуралистический: человеку недостает своих органов по сравнению с животными, вынужден компенсировать развитием техники.

2) волевой: человек реализует посредством развития артефактов свою волю к власти на всех уровнях - индивидуальном, национальном, классовом, государственном. Техника не может быть нейтральной в политическом смысле.

3) естественнонаучный: техника - прикладная наука.

4) рациональный: техника - сознательно регулируемая деятельность человека, в научное понимание вносятся коррективы социокультурного плана.

Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, и также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижение человеческой культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Будучи продолжением органов человеческого тела их усовершенствование (глаз, мозга), определенные технические средства в свою очередь диктуют человеку приемы и способы их применения. Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Таким образом, техника как «производственные органы общественного человека» есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство.

Цель и функции техники - преобразовать природу и мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе нужд и желаний. Следовательно, техника - это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории. Человеческие существа могут реально воспроизводить лишь себя, и в этом самовоспроизведении индивидуальные параметры и функции остаются аналогичными, даже если они возрастают или уменьшаются экстенсивно или интенсивно. Техника не есть цель сама по себе. Она имеет ценность только как средство. По Хайдеггеру, техника не просто конструирует «технический мир», она подчиняет своему императиву едва ли не все пространство социального бытия, оказывая влияние на осмысление истории.

Человек всегда был связан с техникой; он производит и использует или потребляет продукты техники. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудие ручного труда, машины, автоматы, искусственный интеллект. Техника в своем развитии сейчас, пожалуй, начинает приближаться к человеческому уровню, двигаясь от аналогии с физическим трудом и его организации к аналогиям с ментальными свойствами человека. По словам немецкого философа А. Хунига, техника во все исторические моменты выражает людей и идею человечности данного времени.

Большую роль в осмыслении феномена техники играет философия техники. Еще в 1898 г. в брошюре «Технический итог XIX века» П. К. Энгельмейер следующим образом формулирует ее задачи:

1. В любой человеческой активности, при всяком переходе от идеи к вещи, от цели к ее достижению мы должны пройти через некоторую специальную технику. Но все эти техники имеют между собой много общего. Одна из задач философии техники как раз и состоит в том, чтобы выяснить, что же такое это общее? 2. В каких отношениях находится техника со всей культурой? 3. Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом.4. Разработка вопросов технического творчества.

Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является концепция человека, создающего и использующего технику. В конечном счете, речь идет о влиянии техники на человека. Несомненно, сложилась абсолютно новая ситуация: никогда прежде техника не обладала такой мощью, чтобы была в состоянии уничтожить жизнь в частичной экологической системе и в конечном счете, довести дело до глобальной катастрофы.

Изобретя компьютер (кибернетическую систему, моделирующую различные виды мыслительной деятельности, оперирующую сложными видами информации) человек произвел свой интеллектуально-информационный аналог (как бы пока прототип). Конечно, компьютер - это орудие труда, но в то же время человек взаимодействуя с ним, испытывает на себе его влияние. По мнению Н. Винера, проблема информатизации и глобальной коммуникации является сутью проблем кибернетики. Взаимодействие между машиной и человеком - это взаимодействие между думающим, чувствующим, наделенным волей и сознанием существом и неодушевленным предметом. Демонизм - это символ злого начала. Когда речь идет о демонизме применительно к технике, то имеются в виду непредсказуемые последствия ее использования для человека, общества в целом. Ясперс считал, что все возрастающая доля труда ведет к механизации и автоматизации деятельности работающего человека: труд не облегчает бремя человека в его упорном воздействии на природу, а превращает его в часть машины. Техника, будучи созданной человеком, направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности преобразовать и самого человека: мышление, весь склад души становится «технократическим». Вся судьба человечества, по словам Ясперса, зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия технического развития и их влияние на его жизнь.

Сущностное назначение техники - быть средством для достижения целей. Средством весьма специфическим, особым. С его помощью человек опосредствует и тем усиливает (совершенствует) свое преобразовательное воздействие на мир. Поскольку строительным материалом для техники служит механико-физико-химическая действительность, то можно сказать, что с помощью техники человек заставляет одну силу природы (воду, нефть, ветер и т. д.) воздействовать на другую (другие) и реализовать при этом его (человека) сознательные цели.

В технике воплощается рациональная природа (сущностная сила) человека. А это, помимо прочего, означает, что технические средства позволяют достигать наибольшего результата при наименьшей трате сил. То, что на стороне человека выглядит как рациональность, на стороне техники обретает форму экономичности, оптимальности и эффективности. Как средство техника аккумулирует и передает человеку власть. Поначалу для освобождения от власти природы, которая долго не отпускала от себя человека, не позволяла ему оторваться от своей животности. Затем уже для доминирования, господства над природой, которое содержит в себе не только положительные, но и отрицательные моменты в виде, скажем, разрушения эволюционно отработанных зависимостей и балансов природы. В дальнейшем процесс технического «освобождения - господства» перекинулся на общество. Картина получилась следующая: с одной стороны, освобождение от стихийных сил истории, а с другой - широкое использование социальных технологий господства (манипулирование общественным сознанием, идеологическое подавление духа критики и сопротивления, новое, «технически-компетентное», расслоение общества). На очереди теперь сам человек. И, видимо, дело времени - освободить его от естественноприродного (удалить все природное из природы человека) и перейти полностью (это уже господство) на искусственно техническое.

Все философские интерпретации техники и технологии можно поместить между двумя полюсами: на одном - безудержный оптимизм, на другом - безнадежный пессимизм. Концептуально-методологическое оформление оптимистического толкования техники дает нам технологический детерминизм. Его соседями в этом случае оказываются экономический, геополитический, демографический и прочие столь же односторонние виды детерминизма.

Технологический детерминизм - это попытка объяснить все общественные явления, в особенности же логику, глубинные токи, тенденции и конфигурации истории в терминах техники и технологии. Техника и технология наделяются всепроникающей силой, им приписываются невероятные - демиургические - возможности и перспективы. На что опирается, чем питается технологический детерминизм? Сразу скажем, что беспочвенным его назвать никак нельзя. В самом деле, техника и технология составляют ядро такого Фактора производства, как капитал (заметим, в его реальном, а не денежном выражении). От техники в решающей степени зависят содержание и характер труда, его производительность, эффективность, историческая действенность. Техника и технология существенным образом влияют на социальную динамику и сдвиги власти в обществе. Технико-технологическая компетентность работает сегодня на повышение социального статуса человека.

Техническая детерминация прорывается также в сферу культуры Не всегда удается противостоять ей даже изящным искусствам. Как заметил Ж. Эллюль, «художник уже не может оставаться творцом перед реальностью этого колоссального продуцирования вещей, материалов, товаров, потребностей, символов, выбрасываемых ежедневно техническим производством. Теперешнее искусство - отражение технической реальности». Техника с ее динамизмом и страстью к инновациям превращает изменение в архетип социального бытия людей. Таким образом, и технология -важный, если не важнейший, фактор социального прогресса; незаменимы они и в конституировании общественной целостности (общества как целого). К. Маркс справедливо отмечал, что ручная мельница дает общество с сюзереном во главе, а паровая мельница - общество с промышленным капиталом. Оценивая, следует сказать, что технологический детерминизм явно преувеличивает силу и возможности техники. Она социальна по определению и раскрывает свой потенциал в социальном же контексте. А социальный контекст - это логика целого (техника - его часть), потребности и интересы человека, принимающие форму целевых ориентиров и социальных заказов для техники, ценностно-нормативная система и многие другие издержки и противовесы, ограничивающие детерминационные аппетиты техники. Так что «гулять самой по себе» технике никак нельзя, вернее, не получится. Как идеология технологический детерминизм - это технократизм и в теории, и на практике. Но прежде всего, конечно, в теории - на то он и идеология. Идеология фетишистского преклонения перед техникой, целерационального, линейно-объектного отношения к человеку, функциональной оптимизации отношений между людьми, аналитико-механического понимания общества и его институтов, исключительно рационального управления социумом и т. д. Технократизм делает человека объектом калькуляции или превращает технику из средства в цель, навязывает жизни определенно технические цели. Выражаясь патетически, можно, вслед за Бердяевым, сказать, что технократическая идеология есть стремление «заменить в человеке образ и подобие Божие образом и подобием машины». У технократизма нет перспективы. Под давлением антропо- и культурогенных процессов современности, гуманистических запросов нового, XXI в., он будет медленно, но неуклонно сдавать свои позиции, отступать, уходить в прошлое. Будущее все-таки за человеком, а не машиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: