Частное учение об обязанностях и добродетелях христианина
ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ХРИСТИАНИНА
Вторая часть Нравственного Богословия имеет задачей изложить учение о частных обязанностях христианина, вытекающих из общего христианского нравственного закона.
Как уже было указано прежде (см. главу: "Основной источник христианской нравственности"), поведение христианина не может быть точно и скрупулезно регламентировано. Не может быть точных рецептов — как именно надо поступать в каждом конкретном случае жизни. Это происходит, во-первых, потому, что в христианском нравоучении обращается внимание не столько на сам поступок, сколько на его духовные мотивы, но так как и высоконравственные мотивы могут привести к ошибочным поступкам, чреватым тяжелыми отрицательными нравственными последствиями, то, кроме мотивов, христианская нравственность должна еще обладать тем, что на языке аскетики называется "рассуждением". Рассуждение — это высшая православная добродетель. Для нее требуется иметь чистое сердце, полное любви ко Христу, целомудренный ум, просвещенный умом Христовым, и самоотвержение личной воли во имя Христа.
|
|
Рассуждение духовно контролирует мотивы, ясно видит цель и результат будущего поступка. При стяжании этой высшей добродетели, — собственно говоря, нет надобности в частном учении об обязанностях христианина: они будут каждый раз ясны. Но, ввиду того, что достаточное стяжание рассуждения — очень редко, практически важно дать общие руководящие указания и для частных случаев христианского поведения.
Частные обязанности христианина могут быть подразделены на три основных направления:
1) обязанности к Богу,
2) обязанности к самому себе, и
3) обязанности к ближним.