музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
В связи с развитием коммуникационного подхода утверждается взгляд на экспозицию как на знаковую систему и разрабатывается понятие языка экспозиции. О том, что экспозиция - "язык, на котором говорит музей", писал А. Мансуров, Б. Завадовский, и другие музееведы 1930-x-l980-х гг. В последнее десятилетие проблема подробно разрабатывалась Н.А. Никишиным. Единицами языка в музее выступают музейные предметы; но лишь попав в музей, будучи "рас-предмечены" в процессе изучения и приобретя новое значение, они начинают выступать в качестве знаков музейного языка. Фонды можно рассматривать как "словарь", а экспозицию - как "текст", составленный из этих знаков при помощи правил экспозиционной "грамматики" - правил взаимного сочетания знаков. В исторической музейной практике постепенно сформировалась специфическая знаковая система, которая без труда "прочитывается" музейными работниками и с большим и меньшим трудом - посетителями музеев.
Для глубокой современной разработки методологии экспозиционной работы необходимо ясное понимание специфики средств, которыми располагает музей для осуществления коммуникации.
3. Музей как социокультурный институт. Функции музея. Основные направления деятельности музея.
Музей — сложный организм, который функционирует как система взаимодействия и взаимообусловленности различных сфер. Качественная и эффективная работа музея зависит от успешного развития всех направлений деятельности музея. К основным направлениям музейной деятельности относится фондовая, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность.
Фондовая работа в музее - одно из ведущих направлений деятельность музея, которое включает комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия.
Экспозиционная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея; является основой музейной коммуникации и базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея.
Музейная экспозиция объединяет музейные предметы на основе единого концептуального замысла, критерием отбора музейных предметов для экспозиции из музейного собрания являются коммуникативные свойства музейного предмета - информативность, экспрессивность, аттрактивность. В экспозиции репрезентативно представлено музейное собрание.
Культурно-образовательная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которой является музейная педагогика; важное звено музейной коммуникации. Музейная педагогика — интеграция музея, музееведения и педагогической науки.
Ее прерогативой являются изучение истории и особенностей культурно-образовательной деятельности, обобщение и реализация методов воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие с другими педагогическими учреждениями.