Применительно к каждой государственной корпорации принимается отдельный федеральный закон, положения которого имеют приоритет перед положениями законодательства о некоммерческих организациях как специальные. В частности, это следует из п. 4 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому положения этого Федерального закона применяются к государственным корпорациям, если иное не установлено законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Соответственно общее законодательство о некоммерческих организациях применяется к государственным корпорациям только в части, не урегулированной специальным законом.
В свою очередь, законодательство о некоммерческих организациях является специальным по отношению к положениям ГК РФ.
Специальный характер положений федеральных законов о государственных корпорациях проявляется и в том, что в соответствии с п. 3 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях в законе, предусматривающем создание конкретной государственной корпорации, помимо наименования государственной корпорации, цели ее деятельности и места нахождения должны определяться:
|
|
— порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения);
— порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Так, для того, чтобы реорганизовать или ликвидировать Агентство по страхованию вкладов, требуется принятие об этом специального федерального закона (ст. 26 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ).
То же самое установлено в отношении реорганизации и ликвидации Внешэкономбанка (ч. 1 ст. 19 Закона о Банке развития).
При этом на основании п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК РФ в отношении Внешэкономбанка прямо оговорено, что к нему не применяются правила, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 2 ст. 19 Закона о Банке развития). Отсутствие такой оговорки в отношении Агентства по страхованию вкладов данного подхода не изменяет, поскольку закрепление возможности ликвидации только на основании специального закона означает невозможность применения общего законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Государственные корпорации не отвечают по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственных корпораций, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное (п. 1 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях). Действие данного положения подтверждено всеми федеральными законами об отдельных государственных корпорациях.
|
|
Примером иного, что может быть предусмотрено законом, является возможность выделения Агентству по страхованию вкладов бюджетных средств для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов (ст. 41 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ). Это не является субсидиарной ответственностью Российской Федерации, поскольку решение о покрытии дефицита и о форме такого покрытия должно приниматься в каждом конкретном случае в зависимости от размера дефицита.
Государственные корпорации как юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 56 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о некоммерческих организациях).
Из этого правила установлено исключение: не может быть обращено взыскание по обязательствам Агентства по страхованию вкладов на фонд обязательного страхования вкладов, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам (ч. 5 ст. 33 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ).
Дополнительно следует отметить, что на Агентство по страхованию вкладов, признаваемое в системе обязательного страхования вкладов страховщиком, не распространяется требование о лицензировании страховой деятельности (ч. 3 ст. 15 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ).