1. Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.
На этапе самоподготовки студенты изучают вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клинических проявлений, специфической диагностики, дифференциального диагноза, лечения и профилактики инфекционных болезней.
В процессе подготовки к занятию необходимо использовать информацию, полученную при изучении фундаментальных учебных дисциплин (биология, нормальная и патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, гистология и цитология, биохимия и молекулярная биология, микробиология и вирусология, иммунология, фундаментальные основы клинической медицины).
2. Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.
Методы реализации целевых установок подготовки к занятию:
§ теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников, лекционного материала и электронных ресурсов;
|
|
§ изучение компонентов методических указаний на практическое занятие для студентов;
§ оформление рефератов и докладов к тематической конференции по клещевым инфекциям в рамках учебно-исследовательской работы;
§ выполнение заданий для внеаудиторных занятий.
Рекомендуемые темы для реферативной работы
- история кафедры инфекционных болезней Сибирского государственного медицинского университета;
- становление и развитие инфекционной службы в Сибири;
- история изучения инфекционной патологии, участие отечественных и зарубежных ученых;
- исторические сведения о распространении инфекционных болезней, история эпидемий различных инфекционных заболеваний;
- возрастные особенности течения инфекционных заболеваний;
- характеристика иммунного ответа при инфекционной патологии, вызванной бактериями, вирусами, простейшими и гельминтами;
- иммунопатологические механизмы развития хронических форм инфекционной патологии;
- характеристика медленных инфекций, вызванных прионами и вирусами;
- особенности патогенеза и течения латентных инфекций;
- особенности патогенеза вирусных инфекций;
- патогенез бактериальных инфекций; бактериологический метод лабораторной диагностики в практике инфекционных болезней;
- вирусологический метод лабораторной диагностики в практике инфекционных болезней;
- иммунологические исследования в практике инфекционных болезней;
- паразитологический метод лабораторной диагностики в практике инфекционных болезней;
|
|
- антибиотикотерапия (характеристика препаратов, механизма и спектра их действия, показаний и противопоказаний применения, а также осложнений терапии);
- химиотерапия при вирусных инфекциях (характеристика препаратов, механизма и спектра их действия, показаний и противопоказаний применения, а также осложнений терапии); интерферонотерапия и индукторы интерферона (характеристика препаратов, механизма и спектра их действия, показаний и противопоказаний применения, а также осложнений терапии);
- иммуномодуляторы (характеристика препаратов, механизма и спектра их действия, показаний и противопоказаний применения, а также осложнений терапии).
Задание для внеаудиторной работы
Составить алгоритмы:
- ориентировочной основы действий врача при обследовании больного с признаками кишечной инфекции;
- ориентировочной основы действий врача при обследовании больного с признаками кровяной инфекции;
- ориентировочной основы действий врача при обследовании больного с признаками инфекции дыхательных путей.
3. Задачи на предстоящее занятие.
Учебные вопросы занятия отрабатываются в процессе самостоятельной курации студентами больных по индивидуальной тематике с заполнением учебной истории болезни, в которой фигурируют обоснование предварительного нозологического диагноза, планы обследования и лечения больного, алгоритм дифференциальной диагностики.
Практическое занятие включает клинический разбор пациентов с типичными клиническими проявлениями различных инфекционных заболеваний (с активным обсуждением студентами), а также освоение практических умений, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Лечебное дело” в области учебной дисциплины “инфекционные болезни”.
Преподаватель осуществляет методологическое руководство работы студентов (контроль методики объективного осмотра пациента, оценка правильности интерпретации данных объективного обследования, лабораторных и инструментальных методов исследований, коррекция формулировки диагноза, плана лечения и программы диспансерного наблюдения).
Для выявления качества, глубины и объема усвоения темы используются тестовые контрольные задания и учебные игры.
В рамках учебно-исследовательской работы студентов – тематическая конференция по актуальным аспектам темы “введение в специальность” (с предварительной внеаудиторной подготовкой рефератов и докладов).
4. Вопросы для самоконтроля знаний:
- эволюция инфекционных болезней и изменения структуры инфекционной заболеваемости в настоящее время;
- место инфекционных заболеваний в патологии человека;
- определение понятий “инфекция”, “инфекционный процесс”, “инфекционная болезнь”;
- закономерности развития инфекционного процесса, течение инфекционного заболевания и его циклы;
- специфические и неспецифические механизмы защиты макроорганизма;
- классификация инфекционных болезней по Л.В. Громашевскому;
- принципы ранней диагностики инфекционного заболевания, особенности анамнеза инфекционного больного, эпидемиологический анамнез;
- симптомокомплексы в течении инфекционного заболевания, оценка клинических симптомов;
- инструментальные и лабораторные методы исследования (микроскопический, вирусологический, бактериологический, серологический и др.), которые применяются для диагностики инфекционных заболеваний;
- принципы комплексной этиотропной и патогенетически обоснованной терапии больных;
- классификация антибиотиков и химиопрепаратов, механизм их действия, принципы рациональной антибиотикотерапии, методы выбора адекватных препаратов и лечебных доз;
|
|
- осложнения при этиотропном и патогенетическом лечении инфекционных больных;
- серотерапия, иммуноглобулины, антитоксические и антимикробные сыворотки, способы их введения и предварительной десенсибилизации, осложнения серотерапии;
- принципы иммунокоррегирующей терапии и препараты иммуномодуляторы;
- основы вакцинотерапии;
- методы и средства дезинтоксикационной и регидратационной терапии;
- принципы и возможности раннего выявления инфекционных больных в работе врача общей практики;
- принципы регистрации и транспортировки инфекционного больного в стационар;
- показания и правила изоляции и госпитализации инфекционных больных;
- важнейшие санитарно-гигиенические и клинические требования к режиму и устройству инфекционных больниц и отделений.