Говоря об античной технике и технознании, современный человек здравого смысла и обыватель приводи в пример такие шедевры античности как «Колосс Тадосский», «Маяк» и спрашивает: почему античная культура и цивилизация не сделала большего, чего в действительности достигли античная техника и технознание. Вывод: всякое действительное изобретение, как правило, рождается в неблагоприятных условиях. В этом аспекте для судьбы индивидуального изобретения и его практического воплощения необходимы следующие условия:
1. Потребность в обществе.
2. Экономическая и технологическая возможность.
3. Накопленные знания.
4. Культурная и социальная приемлемость.
Если же мы говорим о научно-техническом прогрессе в целом, то необходимы следующие условия:
1. Уровень технического развития.
2. Географическое положение.
3. Доступность нужных материалов и уровень развития коммуникации, связи и транспорта.
4. Восприимчивость к изобретениям, сделанным в других культурах и? с ними.
5. Социальный статус и престиж инженеров или техников.
|
|
6. Отношение к техническому прогрессу в различных слоях общества.
7. Бытующие ценностные ориентации и воззрения на предназначение инженера и технического знания в обществе.
Тезис № 5.
Важнейшей социально-политической предпосылкой взлёта технознания в античности связано здесь с тем, что Древняя Греция перешла от традиционного общества к рабовладельческому с разными формами власти, а именно демократии, тирании. Переход к обществу, состоящему из следующих слоёв: ремесленников, воинов и аристократического слоя привёл к тому, что свободные граждане в Древней Греции получили невиданную в других государствах свободу и инициативность. Именно поэтому Древнегреческое общество называют соревновательным обществом или компетитивным, а именно достижение личного успеха даже там, где этот успех не приносит удовлетворения утилитарных потребностей. Поэтому не случайно, что свободные граждане Древнего греческого полиса считали за честь участвовать в двухгодичных Олимпийских играх.
Тезис № 6.
Не следует думать, что хвалёная Западная Европа после периода Античности и Эллинизма, начиная со Средневековья, подхватила и развила все выдающиеся ростки техники и технознания античности, а именно начиная с раннего Средневековья и включая даже 13 и 14 века н.э. была на задворках и, во всяком случае, потеряла лидерство в технике и технознании.