(1812-1870)
-русский философ, писатель и публицист. Окончил физико-математическое отделение Московского университета; его сочинение о системе Н. Коперника при окончании университета не было удостоено золотой медали, поскольку в нем было «слишком много философии». Философией А. И. Герцен увлекался с отрочества. При выходе из университета был арестован вместе с близким другом Н. П Огаревым «за политическую неблагонадежность», выслан в провинцию, где около десяти лет был обязан работать в правительственном учреждении. По выходе в отставку усиленно занимался литературной работой, а в 1847 г. навсегда эмигрировал из России. Умер и похоронен в Париже.
Колоссальное влияние на русскую общественную мысль оказали издававшиеся им за рубежом журналы «Полярная звезда» и «Колокол». Чисто философские работы А. И. Герцена—«Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы». Через все творчество А. И. Герцена проходит страстное, мужественное искание истины, на которое в заграничный период его жизни легла печать глубокого разочарования.
Имея естественнонаучное образование, А. И. Герцен высоко ценил связь между философией и естественными науками, уделял большое внимание проблеме единства бытия и мышления, поискам метода познания, наиболее точно отражающего действительность и основанного на единстве «опыта» и «умозрения». Он отрицательно относился к религии, идее Бога и личного бессмертия.
Признавая эгоизм и общественность «непременными стихиями» человеческой жизни, А. И. Герцен отстаивал высоту «самодержавной независимости» человека и утверждал, что «подчинение личности обществу, народу, человечеству, идее есть продолжение человеческих жертвоприношений». Мучительно перенося поражение революции 1848 г., Герцен пережил тяжелую духовную драму. Его взгляды обратились к России с ее деревенской общиной и артелью, с которой он связывал свои надежды на достижение социального идеала.
ГОББС ТОМАС
(1588—1679)
— английский философ. Окончил Оксфордский университет. В период гражданской войны в Англии находился в эмиграции во Франции (1640—1651).
Значительным вкладом в мировую философию является социальное учение Т. Гоббса, в котором исходным понятием было «естественное право», т. е. право человека защищать любыми средствами свою жизнь и благосостояние, поскольку «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей».
Согласно Т. Гоббсу, господство «естественного права» с наибольшей силой проявляется в естественном состоянии человеческого общества, когда в нем еще нет ни государственности, ни морали. Такое состояние общества представляет собой непрерывную «войну каждого с каждым» и является неустойчивым, грозя человечеству самоистреблением. Возникает необходимость перехода к стабильному гражданскому, государственному состоянию общества. Этот переход осуществляется путем общественного договора: все члены общества безоговорочно уступают свои права главе государства, взамен чего он гарантирует им безопасность.
Чувственные качества философ трактовал не как свойства вещей, а как способы их восприятия людьми. Согласно Т. Гоббсу, «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения». Общие понятия существуют только в мышлении.
ГОЛЬБАХ ПОЛЬ АНРИ ( 1723—1789 )
- французский философ, уроженец Германии. Изучал химию в Лейденском университете. Был близким другом и соратником Д. Дидро в издании знаменитой «Энциклопедии», для которой написал около 400 статей по естественнонаучным и техническим проблемам. Обладатель значительного состояния, П. Гольбах щедро субсидировал издательскую деятельность просветителей.
За непримиримость к религии П. Гольбаха называли «личным врагом Бога». Ни одно из прижизненно опубликованных сочинений философа не вышло под его именем и не печаталось во Франции, а лишь за ее пределами, анонимно, под различными псевдонимами. Главный труд его жизни «Система природы» был приговорен парижским парламентом к сожжению. Он рассматривал природу как «колоссальное соединение всего существующего». Она всецело материальна и является «своей собственной причиной». Пытаясь проникнуть в тайны природы, мы находим лишь различную по свойствам движущуюся материю.
Настаивая на жесткой природной, материальной обусловленности всех процессов и явлений, в том числе морального и духовного мира, он пришел к выводу, что ничего случайного в мире нет, а все совершается по необходимости. И человек как часть природы тоже включен в этот мир фатального, вечного, незыблемого, установленного в природе порядка.
В области социальной философии П. Гольбах, как и все просветители, верил в разум как единственное средство достижения человеческого счастья. Возврат к «вечным законам» разума, понимание человеком своей общественной природы, отказ от всех суеверий и предрассудков, в первую очередь религиозных, победа просвещения и воспитания над невежеством — вот средства достижения идеального общественного состояния.
В своей критике религии П. Гольбах особенно подчеркивал ее связь с тиранической властью: мир деспотизма таит в себе семя революции.
ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ
(1822—1885)
— русский естествоиспытатель, культуролог, автор памятника русской общественной мысли XIX в. «Россия и Европа». Выходец из дворянской семьи, окончил Царскосельский лицей, учился на естественном факультете Петербургского университета, защитил кандидатскую диссертацию по математике. Был арестован по делу кружка М. В. Петрашевского, сослан в Вологду, где стал чиновником департамента сельского хозяйства. Писал статьи по вопросам биологии, статистики, политэкономии.
Философско-историческая концепция Н. Я. Данилевского, известная как «теория культурно-исторических типов», исходит из того, что не существует единого человечества, единой линии прогресса. «Естественная система» в исторической науке опирается у Н. Я. Данилевского на представление, согласно которому культурно-исторический процесс складывается из развития локальных цивилизаций, или культурно-исторических типов (их всего ученый насчитывал тринадцать: египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, арабский, германо-романский, перуанский, мексиканский, славянский). Любая из этих культур рождается, живет и умирает. Жизненный цикл составляет 1500 лет. Первый период развития этнографический, он длится 1000 лет. В данный период вырабатывается устойчивый психический склад, который предопределяет направление культурного творчества и развитие духовных сфер культуры.
Второй период (длительностью в 400 лет) характеризуется формированием государственности. Третий — творческий, или цивилизационный, период, когда культура начинает «плодоносить», т. е. вырабатывает оригинальные формы наук, искусств, философий, религий, государственно-правового устройства. Этот период относительно короток и продолжается всего 50—100 лет. Истощив свои творческие силы, культура умирает либо естественной смертью, либо под ударами извне, наносимыми враждебными государствами.
ДЕКАРТ РЕНЕ (латинизированное имя Картезий) (1596— 1650)
—французский философ и математик. Родился в дворянской семье. Восьми лет был отправлен в иезуитскую школу, где устаревшим схоластическим курсам предпочитал изучение математики. Во время службы в армии начал создавать свою «новую философию» и разрабатывать ставшие знаменитыми «Рассуждения о методе». Однако философская слава оказалась неспокойной: с трудом избежав нескольких арестов, изведав изгнание и сожжение своих книг, Р. Декарт прожил скитальческую жизнь, 39 раз вынужден был менять место жительства. Преследования продолжались даже в образцовой Голландии, где Р. Декарт провел два своих самых плодотворных десятилетия. За год до смерти он принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм, где умер, не выдержав сурового северного климата. Как иноверец Р. Декарт был похоронен на кладбище для некрещеных младенцев.
Р. Декарт создал аналитическую геометрию, развил учение о преломлении света, внес много нового в механическую физику, психологию, занимался запрещенным анатомированием трупов. Его труды, в том числе знаменитые «Правила для руководства ума», были внесены римским папой в список запрещенных книг, а блистательный «король-солнце» Людовик XIV запретил ему преподавание картезианства на всей территории Французского королевства. Так отечество отблагодарило того, кто открыл новую эпоху в философии.
В философии Р. Декарт выступил с призывом пересмотра всей прошлой традиции. Вместо опыта и наблюдений он обратился к исследованию разума и самосознания. Его главное требование — соблюдать при этом принцип очевидности, непосредственной достоверности изучаемого для изучающего. Тем самым он отказался следовать традиционным формам передачи знания — авторитету, примеру, обычаю. Более того, в начале всякого процесса познания он поставил сомнение. В поисках исходного философского положения, наиболее очевидного и достоверного, которое могло бы стать основанием философской системы, Р. Декарт сформулировал свой знаменитый принцип «мыслю, следовательно, существую»: можно усомниться во всем, но то, что я, сомневающийся, мыслю и существую, очевидно. При разработке своего метода познания Р. Декарт основывался на понимании мира как машины, совокупности различных агрегатов. По аналогии с механикой он выстроил и саму логику познания как пути от простейших начал к складыванию сложного механизма знания. Основой и идеальным образцом метода Р. Декарта является математика с ее принципами порядка и измерения.
ДЕМОКРИТ ИЗ АБДЕР (ок. 460—ок. 371 гг. до н. э.)
—крупнейший древнегреческий ученый-энциклопедист, философ. Ему принадлежало около 70 работ, включавших все области современного ему знания. Однако большая часть сочинений Демокрита была утрачена в первые века новой эры, и до нас дошло лишь около 300 подлинных цитат. Его философия оказала сильное влияние на развитие европейской философской и естественнонаучной мысли. Демокрит построил первую целостную философскую систему, включавшую учение об атомарности бытия, теорию познания, учение о происхождении космоса, о душе, этику.
Демокрит разграничил в познании чувственную и рассудочную стороны. Чувственное познание он объяснял истечением атомов из воспринимаемых объектов (атомы достигают человеческих органов чувств). Эта сторона познания неполна и недостоверна, так как истинная природа вещей (атомы) может быть постигнута только с помощью мышления, рассудка.
Демокрит придерживался идеи множественности миров и их неоднородности: в иных нет ни Луны, ни Солнца, в иных подобные светила многочисленны; миры находятся на различной стадии развития — одни только возникают в виде атомарных вихрей, другие уже пребывают в расцвете, третьи гибнут, сталкиваясь друг с другом. Философ отграничил живое от неживого, введя представление об одушевленности. Душа атомарна по своему строению, ее атомы имеют сферическую форму и огненную природу. Человеческая душа отличается тем, что ее атомы чередуются с атомами тела.
Демокрит проводил аналогию между человеческим организмом и космосом, а применительно к человеку он впервые употребил слово «микрокосм». Человеческая душа, утверждал мыслитель, смертна, хотя образующие ее атомы вечны: тело умирает, а атомы души рассеиваются в пространстве.
ДЕРРИДА ЖАК (1930 —2004) — французский философ и теоретик культуры, представитель постструктурализма, один из наиболее авторитетных теоретиков постмодернизма. Как философ испытал влияние феноменологии, экзистенциализма, герменевтики и психоанализа. Основной философский тезис: «мир есть текст». Центральное место в философии и методологии Деррида занимает понятие деконструкции (впервые веденное в книге «О грамматологии») — особого анализа, представляющего собой не просто разбор текста на элементы, но также последующий новый монтаж, учитывающий критику. Деконструктивистский метод связан со структурализмом и психоанализом, но в нем решающую роль играет анализ письменных текстов. Свой метод деконструкции Деррида применил не только к исследованию культурных феноменов (реклама, кино), но и к истории европейской философии.
Деррида читал лекции во многих американских и европейских университетах, участвовал в сотнях конгрессов, конференций, симпозиумов, коллоквиумов в Европе и за ее пределами, был избран членом нескольких академий. Жак Деррида — автор более 50 книг. Постструктуралистские идеи Жака Дерриды стали одним из основных.концептуальных источников постмодернистской эстетики.
ДИДРО ДЕНИ (1713—1784)
-французский философ, писатель и теоретик искусства. Сын зажиточного ремесленника, он решительно отказался от карьеры священника и от любой другой «буржуазной» профессии. Невзирая на отсутствие всякой материальной поддержки со стороны отца, Д. Дидро предпочел творческую работу и свободную от ханжеских регламентации жизнь. Признанный лидер философского кружка просветителей, он был вдохновителем и организатором издания тридцатипятитомной «Энциклопедии. Д. Дидро пережил и драматические ситуации: публичное сожжение его трактата «Философские мысли», заключение в одиночную камеру Венсенского замка. По приглашению Екатерины II Д. Дидро, уже знаменитый философ, посетил Россию, где давал русской императрице смелые до дерзости советы государственного переустройства.
Самый глубокий и тонкий мыслитель из всех французских материалистов, Д. Дидро остро чувствовал неисчерпаемость процесса познания. Всю свою жизнь находился в процессе постоянных поисков. Основные философские идеи Д. Дидро связаны с раскрытием материалистической картины мира. Особенно ярко он разработал идею самодвижения материи. Вся природа — это единый деятельный мир, в котором все находится в непрерывной взаимосвязи и неустанном изменении. Мышление не является свойством всей материи.
Он разрабатывал рационально-критические оценки христианского вероучения, а также оставил ряд ярких трактатов по философии искусства, расценивая искусство как мощный инструмент гражданского, нравственного воспитания. Как все французские просветители, Д. Дидро настаивал на изначально доброй природе человека и верил, что с помощью разума люди безо всякого насилия и принуждения могут идти путем добра.
ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1836—1861)
— русский литературный критик, публицист и философ. Сын священника, окончил духовную семинарию по отделению словесности, затем педагогический институт в Петербурге. Отзывчивый, восприимчивый, застенчивый, с сильно развитым чувством долга, он самоотверженно заботился о своих семерых братьях и сестрах — сиротах. Напряженная работа в редакции журнала «Современник», усиленные литературные занятия дома скоро отразились на здоровье Н. А. Добролюбова. Лечение за границей оказалось безрезультатным. Он умер, едва ему исполнилось 25 лет.
Н. А. Добролюбов развивал материалистическое воззрение на природу, настаивал на опытном «положительном» методе познания мира, признавал единство и гармонию основой и целью развития природы и человека. Он рассматривал всю предшествующую историю как искажение «естественного», «разумного» порядка вещей, причину же его видел в ненормальных общественных отношениях. Выход из этого положения Н. А. Добролюбов обосновывал с позиций революционного демократизма. «Естественным» для человеческого общества он считал уважение к труду, глубокие семейные привязанности, братство и солидарность в человеческих отношениях. Истинная нравственность, по Н. А. Добролюбову, связана с достижением гармонии между склонностями человека и его долгом, чувством эгоизма и «симпатическими отношениями» к другим.
Н. А. Добролюбов-критик активно боролся с концепцией «искусства для искусства», настаивал на «служебной» воспитательной роли искусства и литературы.
ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ
(ок. 490—430 гг. до н. э.)
— древнегреческий философ. Всю жизнь прожил в родном городе, активно участвуя в общественных делах. Сторонник аристократии.
В своих взглядах Зенон подчеркивал противоречие между чувствами и разумом. Мир, как он дан нашим чувствам, имеет изменчивый, множественный, разно качественный характер, между тем как в мышлении он предстает единым, неподвижным и целостным. Философ доказывал это с помощью апорий — неразрешимо противоречивых ситуаций, к которым мы приходим, если мыслим движение и множественность. Наиболее известны апории «Дихотомия» (деление пополам) и «Ахиллес». Согласно первой движение не может ни начаться, ни закончиться. Чтобы достичь цели, движущийся предмет должен пройти сначала половину пути, но до этого — четверть, а до этого восьмую долю — и так до бесконечности.
В апории «Ахиллес» доказывается, что самый быстрый из людей никогда не догонит самое медленное существо, отправившееся в путь раньше Чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен преодолеть расстояние от своего места до черепахи, но за этот промежуток времени, как бы он ни был мал, черепаха продвинется еще, и ситуация будет повторяться снова и снова.
Апории Зенона оказали огромное воздействие на всю последующую историю философии и математики.