(1882-1954)
— русский религиозный философ и правовед. Родился в Москве в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1922 г. был выслан за рубеж, жил в Германии, бежал от нацизма в Швейцарию.
И. А. Ильин требовал от исследователя живой любви к предмету и это можно считать методом его исследования. Он полагал, что мыслитель должен соединять в себе чувства и разум в служении божественно-предметному ритму своего народа. Общечеловеческий идеал, утверждал философ, пуст без национального лица и живого религиозного опыта.
Приверженность И. А. Ильина государственности и монархии— это протест против хаоса и дезорганизации как итога любой революции. Согласно его концепции, революции лишь меняют господина и приводят к власти людей, неспособных к созидательной работе. Страна, отказывающаяся от государственности и народного единения, идет к саморазрушению, народ ее превращается в толпу. Государство — это союз духовно «сопринадлежащих» друг другу людей, племен, наций, объединенных ради общих целей и интересов.
КАНТ ИММАНУИЛ
(1724—1804)
— немецкий философ, основоположник немецкой классической философии. Родился в семье ремесленника в Кенигсберге (ныне Калининград), где и провел всю жизнь. После окончания философского факультета Кёнигсбергского университета (1745) 9 лет работал учителем, в 1755—1770 гг. стал доцентом, в 1770—1796 гг.—профессором университета. Современники признали его первым философом Германии.
В творчестве И„ Канта различают два периода: «докритический» и «критический» (период создания оригинальной философской системы). В первый период была разработана космогоническая гипотеза об образовании планетной системы из первоначальной туманности. Основные произведения второго («критического») периода — «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).
Всякое знание, считал И. Кант, начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть знания порождается самой познавательной способностью, формами разума. Формы, эти имеют априорный (доопытный) характер, они присущи самой природе познания. Опытное (эмпирическое) знание, доставляемое чувственными впечатлениями от объектов познания, хаотично и случайно, априорное же знание — необходимо и всеобще.
Философ выступил против противопоставления сенсуализма и рационализма, в результате чего источником знания признавались либо чувственный опыт, либо интеллект. «Ни одну из этих способностей,—считал И. Кант,— нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы».
Главный вопрос своей трансцедентальной философии (т. е. философии, которая ищет истоки знания в априорных, доопытных структурах) И. Кант формулировал как вопрос о возможности априорных синтетических (т. е. дающих новое знание) суждений в каждом из трех основных видов знания: математике, теоретическом естествознании и метафизике (философии). Религия, по И. Канту,— предмет не знания, а веры.
Исходной предпосылкой этики И. Канта является представление о человеке как свободном существе и высшей цели существования. Человек никогда не должен рассматриваться как средство для достижения внешних целей, сколь бы благородными они ни были. Естественным ограничителем человеческого своеволия выступает нравственный закон, который И. Кант считал таким же чудом, как и звездное небо над головой. И. Кант сформулировал высшую моральную заповедь («категорический императив»}: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом».
В социологических воззрениях философ выше всего ставил необходимость достижения человечеством всеобщего правового состояния и вечного мира между народами.