Заводится на каждого ребенка, заполняется воспитателем ежедневно в течение первых 10 дней пребывания ребенка в группе
Фамилия, имя ребенка: Возраст: Группа:
Дата начала наблюдений:
Параметры адаптации | Оценка наблюдаемых параметров | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
высокий уровень (5 баллов) | без особенностей (4 балла) | наличие проблем (1 балл) | выраженные трудности (0 баллов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дни по порядку | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Приход в группу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
++ | ++ | ++ | ++ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Прием пиши (аппетит) | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Температура тела | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Состояние желудочно-кишечного тракта | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Дневной сон | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Эмоциональное состояние | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Контакт с чужими взрослыми | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Контакт с детьми | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Соблюдение правил | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Игровая активность | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Включенность в задания учебного типа | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Приход родителей | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Освоение возможного пространства | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+ + | ++ | ++ | ++ | ++ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лист адаптации представляет собой форму отслеживания внешних поведенческих коррелятов психологического дискомфорта и возможного нарушения здоровья ребенка в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.
|
|
|
|
Данная схема наблюдения является хорошим практикумом педагогической наблюдательности. Кроме того, формализованный характер позволяет объективизировать отдельные впечатления воспитателя о ребенке, сравнить имеющиеся в группе адаптационные тенденции, сравнить детей разных групп.
Первый имеющийся опыт использования данной формы говорит о ее эффективности и целесообразности более широкой апробации.
В данном приложении приведен заполненный лист адаптации на девочку, Таню В., впервые поступившую в ДОУ в возрасте 4 лет.
В приведенном примере хорошо видны сферы наиболее сильного проявления дискомфорта ребенка, хорошо прослеживается положительная динамика, хотя и неравномерная по различным поведенческим и эмоциональным проявлениям.
Предлагаемая форма позволяет оценить процесс адаптации не только качественно, но и количественно. По результатам предварительной апробации были получены следующие количественные показатели:
- 52 — 65 баллов — высокий уровень адаптации;
- 42 — 51 балл — средний уровень адаптации;
- 29 — 41 балл — средне-низкий уровень адаптации;
- 13 — 28 баллов — низкий уровень адаптации;
- 0—13 баллов — признаки патологической болезненной адаптации.
В данном случае показатель адаптации по первому дню — 22 балла, что соответствует низкому уровню, по последнему дню — 39 (средне-низкий уровень), при наличии общей положительной динамики.
Приведенный случай требует дополнительного внимания к себе, координации усилий с близкими взрослыми ребенка, психологом, гибкого графика пребывания в ДОУ.
Лего-игра как средство диагностики различных