Развитие мелкой моторики координации движений рук, глаз, кистей рук

Спонтанная игра в лего позволяет судить о развитии мелкой моторики ребенка, о том, насколько четко ребенок координирует движение рук и глаз. Следует обратить внимание на приемы скрепления лего-элементов, используемые детьми. Лего-элементы имеют определенное количество видов скреплений. Например, 2 кирпичика с 8 выступами можно соеди­нить 24 способами, а 3 кубика с 8 выступами имеют 106 различных со­единений. Вот некоторые виды скреплений: на все кнопочки (самое проч­ное), на часть кнопочек, крест-накрест (прочные), на две кнопочки (не­прочное) и на одну кнопочку (самое непрочное, но подвижное).

Различные варианты соединений позволяют разнообразить построй­ку, сделать отдельные части постройки подвижными, добавить некоторые элементы. Детали, которые использовались для проведения игры, имели средние размеры и довольно крупные приспособления для их скрепления.

Все категории детей, конструируя, как правило, скрепляли лего-детали прочно, используя все кнопочки или часть их. Очень редко можно увидеть скрепления на две кнопочки и варианты скреплений крест-на­крест. Практически никто из детей не употреблял вариант подвижного скрепления — на одну кнопочку.

У большинства детей с нормальным интеллектуальным развитием скрепление деталей не вызывает трудностей. Они хорошо координируют движения глаз и рук. Но у некоторых не сразу получается соединение, им трудно.

Это не всегда обусловлено нарушением их двигательной координа­ции и может свидетельствовать о характерных личностных особенностях ребенка.

Дети с речевой патологией чаще испытывают трудности, соединяя лего-детали одну с другой. Это объясняется тем, что движения рук и глаз у них не скоординированы, движения рук и пальцев не всегда уверенны. Дети схватывают кирпичики, зажимают их в кулачок, при этом сильно напрягают кисть и пальцы. Из-за этого соединить между собой детали быстро не удается. В процессе игры некоторые дети совершают сопут­ствующие движения. Но при дальнейших манипуляциях с лего-элемен-тами эти затруднения исчезают.

У детей с умственной патологией трудности скрепления деталей бо­лее выражены. Дети-олигофрены пытаются вдавить детали одну в дру­гую, вместо того чтобы найти нужное положение для их скрепления. Они действуют наугад, монотонно передвигая один кирпичик по друго­му, совершая при этом много ненужных движений, пока случайно не произойдет скрепление. Но в процессе спонтанной игры в лего эти труд­ности дети также легко преодолевают.

Особенности речевого развития детей, отмечаемые в процессе лего-игры. Начиная спонтанную игру в лего, можно побеседовать с ребенком и выяснить, что он собирается строить, а затем попросить его рассказать о том, как он собирается это делать. Ответы детей позволяют судить не только о развитии речи, но и о способностях ребенка планировать свои действия. Надо отметить, что вопрос о предполагаемом плане действий не представляется легким ни для одной категории детей. Однако в отве­тах прослеживались характерные различия.

Часть детей с нормальным интеллектуальным развитием при ответе на этот вопрос испытывает некоторые затруднения. Они отвечают дву­мя-тремя фразами и начинают строить. Другая часть, ответив сначала одним-двумя предложениями, потом, пользуясь наводящими вопроса­ми педагога, продолжает рассказ. Есть дети, которые строят свой рассказ самостоятельно, но четкой последовательности при изложении плана действий в их монологе не прослеживается. И есть небольшой процент детей, которые могут самостоятельно и последовательно составить рас­сказ о том, что он будет делать.

Приведем ответы детей.

Беседа с Димой Ч.

—Дима, расскажи, что ты будешь делать?

—Самолет.

—Как ты будешь его делать?

—Возьму и все. Беру разные кирпичики и строю.

—Настя К. составила следующий рассказ.

—Я буду делать башню. Возьму эту штучку. А потом эти кубики друг на друга наставлю. А потом сюда вот такую беленькую штучку, а потом сюда вот такую красную штучку. И все получится.

Ответ Ани К.

—Я буду делать собачку. Я сначала сделаю ей ножки. Потом сделаю туловище. Потом сделаю головку, ушки и хвост.

Большинство детей с речевой патологией не могут самостоятельно составить рассказ о том, как они будут выполнять свою постройку. Они отказываются отвечать на этот вопрос, ссылаясь на то, что не решили, что будут делать. Некоторые дети с опорой на вопросы педагога дают ответы, но они состоят из двух слов.

Дети с умственной отсталостью не могут ответить на предлагаемый вопрос.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием, завершив пост­ройку, с удовольствием рассказывают о ней, дают ей название, объяс­няют назначение отдельных ее частей, придумывают различные исто­рии, связывая их со своей постройкой, фантазируют.

Часть детей с речевой патологией может описать свою постройку са­мостоятельно одной-двумя короткими, из 2 — 3 слов фразами. Ответы, как правило, не имеют эмоциональной окрашенности. Другие отвечают только на вопросы педагога, ответы их односложны.

Некоторые умственно отсталые дети могут самостоятельно сказать о том, что они строили, однако это простейшие фразы, лишенные всякой эмоциональной окраски. Другая часть детей отвечает только на вопросы, но и то не всегда правильно.

Анализируя в целом спонтанную игру у перечисленных выше катего­рий детей, можно сделать следующие выводы.

Играя в свободной обстановке с новой, яркой, красивой игрушкой, ребенок быстрее входит в контакт с педагогом. Четко прослеживаются его отношения в коллективе, проявляется уровень его общения со сверст­никами, отражается способность ребенка к сотрудничеству. Причем дос­таточно четко проявляются характерные особенности как у детей, име­ющих речевые и интеллектуальные нарушения в развитии, так и у детей с нормальным развитием. По спонтанной лего-игре можно судить о том, в какой мере проявляются у детей интеллектуальная активность, свой подход к решению задачи, вариантность решений, «интеллектуальные эмоции», обнаруживаются психологические трудности ребенка, его по­веденческие особенности, его переживания.

Характер постройки лего поможет понять возможности ребенка, уро­вень его представлений об окружающем мире, степень концентрации внимания, насколько он способен довести задуманное до конца. Выяв­ляются созидательные способности. Игра позволяет из этих волшебных кирпичиков быстро что-то построить. Причем собранная конструкция — возможно, это первое, что ребенок создал в своей жизни — выглядит красочно, ярко и радостно, и «творец» получает удовлетворение от сде­ланного своими руками.

Как правило, у всех детей с отклонениями в развитии без осуществ­ления коррекционной работы оказываются не сформированными выс­шие формы игровой деятельности. В частности, у них оказываются не­развитыми все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет либо совсем отсутствует, либо ограничивается бытовым уровнем, способы общения и действия бедны, роль охватывает небольшое игровое общество и на короткий срок. Это находит подтверждение и в играх с лего-постройками перечисленных групп детей. Для развития полноценной конструктивной игры с лего необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел постройки, мог его реализовать, умел моделировать (Л.А. Парамонова, В. Г. Нечаева, О. П. Гаврилушкина). Замысел, реализуемый в постройках, рождается на основе впечатлений от окружающего мира. Чем ярче, цело­стнее будут впечатления, тем интереснее и разнообразнее могут быть детские постройки.

Игра позволяет судить о развитии мелкой моторики ребенка, его спо­собности координировать движения рук, кистей рук, глаз, о трудно­стях, возникающих у детей с разными отклонениями в развитии, спосо­бах их преодоления в процессе игры. В ходе игры у детей с отклонениями в развитии возникают затруднения: поскольку не сразу удается овладеть способами скрепления деталей, но в процессе дальнейших манипуля­ций с лего-элементами трудности преодолеваются.

Беседуя с ребенком до игры, в ее процессе и после ее окончания, выясняется уровень развития не только связной речи, но и способность фантазировать, включать в свой замысел элементы сказочности. По рас­сказу детей о предстоящей постройке можно судить о том, как он умеет планировать предстоящие действия.

Тот факт, что практически все дети, имеющие отклонения в разви­тии, не могут после выполнения постройки организовать игру с ней, подтверждает, что педагогу и воспитателю необходимо руководить лего-игрой.

Спонтанная игра — это первый этап в знакомстве ребенка с лего, без которого невозможно дальнейшее использование его в целях диагности­ки, коррекции, обучения и воспитания. Лего — это больше чем игруш­ка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внут­ренний мир ребенка, его особенности, желания, возможности, позво­ляющий более полно раскрыть его личностные особенности, понять имеющиеся у него трудности. Это средство, которое поможет через сози­дательную игру решить многие проблемы ребенку и педагогу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: