Психология потребления
Основные направления в исследованиях рынка и потребления.
Потребление – процесс приобретения, освоения и использования людьми (потребителями) разнообразных материальных и духовных благ, нужных им для жизни. Потребление может быть как материальным, так и духовным. Материальное потребление представляет собой приобретение человеком различных материальных продуктов, использование их для своих нужд, присвоение и порой полное поглощение.
Духовное потребление означает приобретение человеком различных духовных продуктов, приобщение к духовным ценностям посредством интеллектуального соучастия и эмоционального сопереживания.
Выделяют следующие свойства потребления:
1. Потребление непрерывно и процессуально (как вся жизнедеятельность личности), оно не обрывается и не начинается заново, лишь видоизменяется и трансформируется.
2. Актуальное потребление зависит как от прошлого, так и от планируемого будущего.
3. Характер потребления в известной степени определяется особенностями жизненной стадии, на которой находится личность.
|
|
4. Конкретный акт потребления в сильной мере зависит от индивидуально-неповторимого событийного контекста жизненного процесса личности.
Психологический анализ рыночных процессов охватывает широкий круг аспектов. К ним следует отнести действия предпринимателей в сфере изучения спроса и реализации своей продукции, процесс воздействия на покупателя с помощью рекламы и цен, реакция участников спроса на предложение, особенности их поведения в ходе принятия решения. Преимущественным направлением исследования является поведение людей на рынке потребительских товаров.
При изучении предложения следует обратить внимание на восприятие человеком таких категорий, как товар, цена, реклама.
В мировой опыт экономической психологии потребления входят исследования
- Изучение личности потребителя, его поведения и потребностей
- Отношение к компании, различным аспектам ее деятельности (новый продукт, ценовая политика, эффективность сбытовой сети);
- Уровень удовлетворения запросов потребителей; (их ожиданий)
- Намерения потребителей;
- Принятие решения о покупке;
- Поведение потребителей при и после покупки;
- Мотивация потребителей;
- Совершенствование рекламы
- Совершенствование сервиса, системы обслуживания покупателей
- Улучшение потребительских свойств товара
- Повышение квалификации торгового персонала
Психология предложения. Психологическое восприятие товара.
При изучении предложения следует обратить внимание на восприятие человеком таких категорий, как товар, цена, реклама.