МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ
«Культурология»
Тема 4. ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
Тезисы лекции
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры юридической
психологии и педагогики
Протокол №3 от 25 сентября 2009
Нижний Новгород - 2009
1. Искусство как специфическая форма отражения
действительности, теории его происхождения и социальное назначение.
2. Классификация искусств.
3. Направления, течения и стили в искусстве
(в историческом развитии).
4. Современные направления и стилевые
особенности в художественной культуре.
ИСКУССТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ТЕОРИИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Специфической и достаточно автономной частью культуры является искусство. Оно призвано:
«раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель);
«исправлять природу» (Вольтер);
«способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любить (Р. Кент);
«озарять светом глубины человеческой души» (Р. Шуман);
|
|
не просто отражать действительность, а «отражать, отрицая или благословляя» (В.Г. Короленко)1,
Искусство — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному освоению мира; особая сторона общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического понимания объективной реальности, ее воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования «человеческого» в человеке.
Искусство— это «образ», образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме; искусство — художественное творчество в целом.
Характерные черты искусства: оно служит могучим средством общения между людьми; связано с переживаниями и эмоциями; Предполагает преимущественно чувственное восприятие и непременно субъективное восприятие-видение действительности; ему присущи образность и творческий характер.
Теории происхождения искусства
Современной наукой установлено, что искусство зародилось в эпоху верхнего палеолита, т.е. около 30—40 тысячелетий до н.э. Полифоничность искусства предполагает и многообразие точек зрения на причины его происхождения.
Религиозная теория. В соответствии с ней красота является одним из имен Божьих, а искусство — конкретно-чувственным выражением божественной идеи. Происхождение искусства связывается с проявлением божественного начала.
|
|
Теория игры (Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче, Ф. Шиллер). Заключается в том, что искусство считается самоцельной игрой, лишенной какого-либо содержания. В силу того, что игра — явление биологическое, присущее всем животным, то и искусство объявляется одним из естественных природных явлений. Так как игра старше труда, то искусство — старше производства полезных предметов. Его основная цель — удовольствие, наслаждение.
Эротическая (Я. Нардау, К. Ланге, 3. Фрейд и др.). Сторонники этой точки зрения полагали, что искусство возникает как средство приманивания представителями одного пола особей другого пола. Например, одна из наиболее древнейших форм искусства — украшательство — создавалась для того, чтобы произвести наибольшее сексуальное влечение. Или, поскольку любовные похождения как животных, так и человека сопровождаются определенными звуками, постольку эти любовные импульсы порождают музыку и, затем наоборот, музыка порождает любовные импульсы.
Теория подражания (Демокрит, Аристотель и др.). Здесь выражена попытка соединить причину возникновения искусства с социальным назначением человека. Аристотель видел в искусстве («подражание» матери-природе и одно из средств «очищения» чувств человека, воспитания его красивым, благородным, мужественным («Поэтика»), причинами зарождения искусства он считал естественные склонности человека к иммитации, подражанию природе.
Марксизм на первый план выдвигал общественно-историческую практику, производственную деятельность людей.
Каждая из названных теорий имеет право на существование, приоритет или иной может быть отдан в контексте поставленных исследовательских задач.