Познавательная (гносеологическая) функция. Отражая действительность, искусство является одним из способов познания духовного мира людей, психологии классов, наций, отдельных личностей и общественных отношений. Специфика этой функции искусства — в обращенности к внутреннему миру человека, стремлении проникнуть в сферу сокровенной духовности и нравственных побуждений личности.
Аксиологическая функция искусства заключается в оценке е воздействия на личность в контексте определения идеалов (и. отрицания определенных парадигм), т.е. обобщенных представлений о совершенстве духовного развития, о той нормативной модели, ориентация на которую и стремление к которой задает художником как представителем социума.
Коммуникативная функция. Обобщая и концентрируя в се многообразный опыт жизнедеятельности людей разных эпох, стран и поколений, выражая их чувства, вкус, идеал, взгляд на мир, их мироощущение и мировоззрение, искусство является одним из универсальных средств связи, общения между людьми, обогащения духовного мира отдельного человека опытом всего человечества. Классические произведения объедини ют культуры и эпохи, раздвигают горизонты человеческого мировоззрения. «Искусство, всякое искусство, — писал Л.Н Толстой, — само по себе имеет свойство соединять людей. Всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувстве переданное художником, соединяются душой, во-первых, с художником и, во-вторых, со всеми людьми, получившими то ж впечатление»2.
Гедонистическая функция заключается в том, что подлинно искусство несет людям наслаждение (и неприятие зла), одухотворяет их.
Эстетическая функция. По своей природе искусство — это высшая форма освоения мира «по законам красоты». Оно по сути возникло как отображение действительности в ее эстетическом своеобразии, выражая эстетическое сознание и воздействие на людей, формируя эстетическое мировосприятие, а через него и весь духовный мир личности.
Эвристическая функция. Создание художественного произведения — это опыт творчества — сосредоточение творческих сил человека, его фантазии и воображения, культуры чувств и высоты идеалов, глубины мыслей и мастерства. Освоение художественных ценностей — тоже творческая деятельность. Само искусство несет в себе удивительную способность пробуждать мысли и чувства, заложенные в художественном произведении, и саму способность к творчеству в его универсальном проявлении. Воздействие искусства не исчезает с прекращением непосредственного контакта с художественным произведением: продуктивная эмоционально-психическая энергия охраняется как бы «в запасе», входит в устойчивый базис личности.
Воспитательная функция. В искусстве выражена вся система человеческих отношений к миру — нормы и идеалы свободы, истин, добра, справедливости и красоты. Целостное, активное восприятие зрителем художественного произведения есть сотворчество, оно выступает способом интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в их гармоническом взаимодействии. В этом состоит предназначение воспитательной и праксиологической (деятельностной) роли искусства.
К закономерностям функционирования искусства относятся такие особенности: развитие искусства не носит поступательного характера, идет как бы толчками; произведения искусства всегда выражают субъективное видение мира художником и имеют субъективную оценку со стороны читателя, зрителя, слушателя; художественные шедевры неподвластны времени и относительно независимы от меняющихся групповых и национальных вкусов; искусство демократично (оно воздействует на людей независимо от их образования и интеллекта, не признает никаких социальных перегородок); подлинное искусство, как правило, гуманистически ориентировано; взаимодействие традиций и новаторства.
Таким образом, искусство представляет собой специфический вид духовной деятельности людей, для которой характерно творческое, чувственное восприятие окружающего мира в художественно-образных формах.