Социальные функции искусства

Познавательная (гносеологическая) функция. Отражая действительность, искусство является одним из способов познания духовного мира людей, психологии классов, наций, отдельных личностей и общественных отношений. Специфика этой функции искусства — в обращенности к внутреннему миру человека, стремлении проникнуть в сферу сокровенной духовности и нравственных побуждений личности.

Аксиологическая функция искусства заключается в оценке е воздействия на личность в контексте определения идеалов (и. отрицания определенных парадигм), т.е. обобщенных представлений о совершенстве духовного развития, о той нормативной модели, ориентация на которую и стремление к которой задает художником как представителем социума.

Коммуникативная функция. Обобщая и концентрируя в се многообразный опыт жизнедеятельности людей разных эпох, стран и поколений, выражая их чувства, вкус, идеал, взгляд на мир, их мироощущение и мировоззрение, искусство является одним из универсальных средств связи, общения между людьми, обогащения духовного мира отдельного человека опытом всего человечества. Классические произведения объедини ют культуры и эпохи, раздвигают горизонты человеческого мировоззрения. «Искусство, всякое искусство, — писал Л.Н Толстой, — само по себе имеет свойство соединять людей. Всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувстве переданное художником, соединяются душой, во-первых, с художником и, во-вторых, со всеми людьми, получившими то ж впечатление»2.

Гедонистическая функция заключается в том, что подлинно искусство несет людям наслаждение (и неприятие зла), одухотворяет их.

Эстетическая функция. По своей природе искусство — это высшая форма освоения мира «по законам красоты». Оно по сути возникло как отображение действительности в ее эстетическом своеобразии, выражая эстетическое сознание и воздействие на людей, формируя эстетическое мировосприятие, а через него и весь духовный мир личности.

Эвристическая функция. Создание художественного произве­дения — это опыт творчества — сосредоточение творческих сил человека, его фантазии и воображения, культуры чувств и высо­ты идеалов, глубины мыслей и мастерства. Освоение художествен­ных ценностей — тоже творческая деятельность. Само искусство несет в себе удивительную способность пробуждать мысли и чув­ства, заложенные в художественном произведении, и саму способ­ность к творчеству в его универсальном проявлении. Воздействие искусства не исчезает с прекращением непосредственного контак­та с художественным произведением: продуктивная эмоциональ­но-психическая энергия охраняется как бы «в запасе», входит в устойчивый базис личности.

Воспитательная функция. В искусстве выражена вся система человеческих отношений к миру — нормы и идеалы свободы, ис­тин, добра, справедливости и красоты. Целостное, активное вос­приятие зрителем художественного произведения есть сотворче­ство, оно выступает способом интеллектуальной и эмоциональ­ной сфер сознания в их гармоническом взаимодействии. В этом состоит предназначение воспитательной и праксиологической (деятельностной) роли искусства.

К закономерностям функционирования искусства относятся та­кие особенности: развитие искусства не носит поступательного характера, идет как бы толчками; произведения искусства все­гда выражают субъективное видение мира художником и имеют субъективную оценку со стороны читателя, зрителя, слушателя; художественные шедевры неподвластны времени и относитель­но независимы от меняющихся групповых и национальных вку­сов; искусство демократично (оно воздействует на людей неза­висимо от их образования и интеллекта, не признает никаких со­циальных перегородок); подлинное искусство, как правило, гуманистически ориентировано; взаимодействие традиций и но­ваторства.

Таким образом, искусство представляет собой специфический вид духовной деятельности людей, для которой характерно твор­ческое, чувственное восприятие окружающего мира в художе­ственно-образных формах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: