Итак, представьте себе, что мы прошли все этапы, которые описаны так емко на всего нескольких страницах этой главы.
1. Мы заставили того, с кем разговариваем, заполнить своим смыслом недостающие места в описании ситуации.
2. Мы конфликтологически проанализировали то, что можно сделать в связи со вскрывшимися слабыми местами в понимании ситуации.
3. Мы закрепили при помощи вопросов Делозье позитивное отношение к изменениям.
4. Мы провели обучение различного вида противопоставлениям вариантов, чтобы повысить гибкость человека в коммуникативных ситуациях настоящего и будущего.
5. Мы разработали, исходя из этого целый набор вариантов поведения человека в определенной коммуникативной ситуации.
Задание 5-4 |
Попробуйте проверить по приводимому ниже алгоритму принятия решений, как изучение противоположных подходов, экологической рамки и дополнительных ресурсов меняет восприятие человеком проблемы. |
Ого! И это всего-то за несколько страниц этой относительно короткой темы. Представьте себе, что мы получили в результате набор из десяти вариантов поведения в данной ситуации. Помимо конфликтологического и межличностного анализа данных решений, можно применить схему из трех коротких вопросов, которые задавал в подобного рода случаях профессор Веракса. Вот они:
1. Определить, какую пользу можно извлечь из каждого из вариантов (после изучения противоположных подходов);
2. Определить, в каком контексте можно эффективно использовать имеющийся вариант (проверить экологическую рамку);
3. Исследовать, где еще и в каких контекстах мы можем получить дополнительную пользу (как в конфликтологии, поискать ресурсы).
Вот, наверное, и все, что я хотел рассказать вам о чудесной модели убеждения — Мильтон-модели. Идите же скорее претворять ее в жизнь. На прощание, однако, скажу еще раз: ВОВРЕМЯ ОСТАНОВИТЕСЬ! Ваша задача — лишь помочь человеку заполнить своими ассоциациями те дырки, которые он оставил в своем рассуждении в связи с опущением, обобщением и искажением, дабы заполнить более полно его карту и настроить фильтр восприятия. А дальше вы должны будете отложить этот учебник в сторону и заняться давно нам известной наукой конфликтологией!
СВЯЗИ: Проверка рамок изменений | |
Межличка | Проверка всех рамок предполагаемых изменений поможет в процессе уточнения значения. |
Межкультурка | Проверка рамок изменений поможет учесть воздействие всех типов культурных паттернов. |
Конфликтология | Проверка всех рамок позволяет полностью рассмотреть конфликтные треугольники и обнаружить скрытые ресурсы |
Убеждение | Обязательно используйте проверку всех рамок для полного понимания последствий определенного действия. |
О чем подумать?
Мильтон-модель – это модель убеждения, при которой убеждающий специально говорит расплывчато и неточно, дабы убеждаемый мог заполнить эти «лакуны» своим содержанием.
Подумайте о том, каким образом вы используете Мильтон-модель в своей повседневной жизни. Обратите внимание на то, как мелкие убеждающие приемы используются в повседневном общении. К каким результатам это приводит?
Мильтон Эриксон предлагает множество стратегий, при помощи которых можно заставить человека заполнять специально оставленные лакуны восприятия.
Попробуйте использовать эти стратегии в общении с другими людьми. Какие закономерности вы выявляете? Какие стратегии и почему получаются у вас лучше?
Джуди Делозье выделяет несколько конкретных приемов работы с информацией при помощи Мильтон-модели.
Попробуйте использовать предложения Делозье при ориентации на будущее во время процесса убеждения. Каким образом реагируют убеждаемые на такого рода сообщения? Что получается особенно эффективно, а что не получается и почему?
Российский специалист Николай Евгеньевич Веракса предлагает развивать коммуникативные навыки при помощи обучения нескольким стратегиям гибкости.
Попробуйте применить стратегии Вераксы к себе. Каким образом вам помогает в убеждении применение навыков, о развитии которых говорит Веракса?