Словесность и ее отрасли

§ 1. Язык или дар слова (vox articulata) есть дар свыше, которым Творец отличил любимое создание свое от всех бессловесных и благоволил, чтобы человек сам образовал сию способность, руководствуясь нуждами, разумом, природой (прибавл. 1).

1. Примеч. Язык, сей чудесный дар Неба, соединяясь и никогда не разлучаясь с другим, божественным даром разума, созвал людей в общества, основал грады, составил науки и служит орудием чистейших, благороднейших, высших наслаждений ума и сердца. „Словесность есть главный орган гения и чувствительности“ (Кар.).

§ 2. Словесность, или литература вообще (literae), есть наука, объемлющая полное знание одного или многих языков и все письменные произведения и писателей (прибавл. 2).

2. М. Н. Муравьев говорит: „Язык сообразуется всегда со степенью просвещения, которой достиг народ, его употребляющий. Он груб, недостаточен, без красоты и согласия у диких, и заключает столько слов, сколько народ знает нужд и ощущений. Медленно расширяется круг понятий и обогащает язык новыми выражениями. Одни сильные и просвещенные народы говорили прекрасными и обильными языками, которые пережили падение своих народов, увековеченные в книгах великих писателей“ (т. III, с. 169, изд. 1819–1820).
В наше время язык и литература заключают два разных понятия. Язык значит ныне изустное употребление дара слова или, хотя и письменное, но писанное для удовлетворения первой нужды человека сообщать мысли и чувствования другому. Область языка ограничивают ныне знанием грамоты и, может быть, грамматики, и употреблением безыскусственной прозы – первым, необходимым образованием человека. Литература значит ныне произведения языка, утвержденные письменами и, может быть, печатанием как для современников, так и для потомства; и притом произведения, удовлетворяющие второй потребности человека – просвещению ума, наслаждению вкуса. Литература обнимает все словесные науки с их произведениями и писателей с отличительными их достоинствами.

Историю писателей называют иногда особенно: историею литературы; а литературою какой-либо науки или искусстваназывают собрание сочинений и писателей по той части. Народы дикие имеют язык, но не имеют литературы, а просвещенные по успехам литературы заключают о степени образования народа.

§ 3. Словесность разделяют на разные отрасли: по странам – на восточную, северную, европейскую, азиатскую, американскую; по народам – на еврейскую, греческую, римскую, российскую и пр.; по временам – на древнюю, среднюю, новую и текущую (прибавл. 3).

3. Примеч. Всего любопытнее новое разделение словесности на 4 возраста человека: младенчество словесности простирается до Гомера; юность ее обнимает весь древний мир греков и римлян; зрелый возраст заключается в новом мире со введения христианской веры; преклонные лета ее, возраст мудрости, начинается XIX столетием. Характер каждого века словесности соответствует характерам их возрастов человека: младенчество не различает физического с нравственным, юность стремится к физическому, зрелый возраст – к нравственному, а опытная преклонность благоразумно соединяет опять физическое с нравственным. – Сие разделение более остроумно, нежели полезно в наше время; иногда основывают на нем некоторую разность, некоторые тонкости в произведениях, особенно в поэзии древней и новой.

§ 4. И люди и народы в юности больше действуют воображением, говорят чувствам, движутся удовольствием; в зрелом возрасте больше убеждаются опытом, следуют разуму, ищут пользы; отсего словесность разделяется на две главные существенные отрасли –

ПОЭЗИЮ И ПРОЗУ.

Поэзия в некотором смысле есть юность словесности, а ораторское красноречие,особенно изящная проза,– зрелый ее возраст.

§ 5. Пределы сих двух отраслей словесности так темны и слиты между собой, что часто поэзия входит в прозу, а проза в поэзию, но их разность состоит в цели, в х арактересредствах и действии на читателя.

Цель поэзииудовольствие: пленить, очаровать, возвысить душу ко всему великому и прекрасному, рождая вней идеи о бесконечности. Цель прозыпольза: научить, убедить и понравиться. – Характер поэзии – вымыслы, идеальные создания фантазии. Характер прозы – истинное, полезное, благородное. – Средства поэзии – гармония, известные меры,в наше время– рифмы и язык новый, живописный, необыкновенный. Средства прозы – убедительность, жар, сила и приятное течение речи. – Поэзия действует на воображение и чувства, прозаическое красноречиена разум и волю.

§ 6. Поэзия – больше дар, нежели искусство. Дар вымышлять свое,идеальное по законам природы или по стремлению духа, согласно сздравым умом и вкусом. Искусство оживлять вымысл гармониею слова. Она всегда составляет первую и младшую отрасль словесности.

Не должно полагать поэзии в мере, врифмах,в отборных и смелых выражениях, в жару чувств и языке страстей: сии качества служат ей только украшением и не всегда для истинной поэзии необходимы. Часто в прозе бывает поэзия,а в стихах еще чаще проза. Теория поэзии имеет свои правила, которые увидим после.

§ 7. Изящная проза – больше искусство, нежели дар. Искусство силою образованного ума и даром опытного слова действовать на разум, волю и страсти людей. Дар собственным чувством воспламенять страсти иувлекать других за собою. Проза составляет вторую важнейшую и полезнейшую отрасль словесности.

Теория прозы содержится в частной реторике.

§ 8. Частная реторика (видели в общей) есть руководство к познанию всех родов и видов прозы. Она изъясняет: содержание, цель, удобнейшее расположение,главнейшие достоинства и недостатки каждого сочинения, показывая притом лучшие, образцовые творения и важнейших писателей в каждом роде.

Частная реторика основывается на правилах общей и обнимает словесность одного или многих народов. – Как общая,так и частная реторика составляют науку, постоянную для всех языков, но каждый народ имеет свои особые произведения, своих писателей.


II.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: