Диалектика и разговоры

§ 114. Разговор, диалог (dialogus) в натуре – взаимное изъяснение разумных существ, необходимость в обществах. В подражании разговор есть такое прозаическое сочинение, в коем собеседуют вводимые лица.

Разговор имеет то преимущество перед обыкновенной прозой, что в нем больше живости, убеждений и разнообразия, нежели в повествовании или рассуждении.

§ 115. Нет сомнения, что сей род сочинений получил начало от подражания натуре, от драматической поэзии, но поводом к сему изобретению был способ древних учить философии посредством диалогики или диалектики, т. е. разговоров.

Философ рассуждал с питомцем своим посредством вопросов и ответов; и начав с понятий простых, с истин, всем известных, беспрерывно шел за ним в исследованиях и нечувствительно приводил его к сей цели, к убеждению (прибавл. 22).

22. Диалектика у древних означала то же, что у нас логика (в ви- де разговора) и почиталась одним из их изящных искусств. Вот их изящные искусства: 1) грамматика, 2) пиитика, 3) реторика, 4) диалектика, 5) живопись, 6) скульптура и 7) музыка. Других искусств древние или не знали, или не признавали.

Первый диалектик был Зенон Элейский, ученик Парменида, живший в Италии за 504 лет до Р. Х. Сократ распространил сей способ учения и усовершил его, почему он и назван методом Сократовым (methodus Socratica). Все ученики Сократовы писали сочинения свои разговорами.

§ 116. Содержанием разговоров бывают: 1) истина философская, богословская, нравственная, политическая, физическая, историческая и пр.; 2) важные занимательные происшествия; 3) любопытные характеры и занимательные лица с их образом мыслей и чувство-
ваний.

§ 117. Цель разговоров троякая: 1) показать истину с разных сторон, с разных точек зрения (посредством разных лиц) и через то исследовать скорее и сделать очевиднее; 2) представить занимательное происшествие живее и разительнее; 3) оживить важные исторические лица и их характеры собственными их словами.

§ 118. Расположение разговоров должно быть согласно с целию, для коей пишутся, т. е. если открывается истина, то постепенно развиваются доказательства, опровергаются возражения и, наконец, главное лицо утверждает истину. – Если представляется происшествие, то оно должно быть одно, хотя допускает некоторые отступления, и участие многих лиц служит только к живейшему окончанию или развязке. – Если представляются исторические лица, то характер каждого должен быть выдержан с начала до конца.

§ 119. Достоинство разговоров вообще состоит в непринужденности, естественности, в какой-то гибкости и оборотливости мыслей, чувствований и выражений и в слоге простом разговорном, соблюдающем приличие и благородство. Всякий письменный разговор тем совершеннее, чем ближе к изустному, натуральному.

§ 120. Язык в разговорах непременно должен быть приличен каждому лицу, его характеру и тому положению, в каком кто находится. (Notandi sunt tibi mores, Mobilibusqe decor naturis dandus et annis. Hor. [79])

Иногда – живость, острота, шутливость или замысловатость, иногда – важность, краткость и резкость дают жизнь и душу разговору.

§ 121. Недостатки в письменном разговоре те же, какие и в изуст-
ном: излишние подробности в известном; витиеватость и плодовитость в описании или изображении предметов и ненатуральность слов и выражений.

Особенно скучна вялость и утомительно многословие в разговоре.

§ 122. Судя по содержанию, цели и расположению, разговоры бывают трех родов: 1) философские, к ним же причисляются богословские и ученые, 2) драматические и 3) разговоры в царстве мертвых или богов (прибавл. 23).

23. В наше время разговоры меньше употребительны, нежели прочие роды прозы, но по редкости и новости бывают приятны.

XIV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: