Повести и романы

§ 200. Повесть (variae, historiae, novella) заключает в себе рассказ о каком ни есть происшествии, занимательном для ума и серд-
ца. – Содержание ее: одно какое-либо происшествие, событие историческое, истинное или вымышленное. – Цель ее: удовлетворить любопытству ума, чувствительности сердца и оставить нравственное впечатление.

Древние повести называются cказания. Таково „Сказание о Мамаевом побоище“, неизв.; „Сказание об осаде Троицко-Сергиева Монастыря от поляков и Литвы и о бывших потом в России мятежах“ Авраамия Палицына.

§ 201. Расположение повести зависит от воли, от вкуса, степени рассудка и нравственного чувства писателя; иногда оно следует ходу времени, события, происшествия, иногда начинается срединою, а начало и все предшествовавшее объясняется впоследствии.

Важнейшее правило при расположении повести состоит в том, чтобы беспрерывно возбуждать участие и усиливать любопытство, следственно, располагать происшествия в такой связи и зависимости одно от другого, чтобы читатель не успокоился до тех пор, пока не увидит развязки или конца повести.

§ 202. Достоинство повести заключается: 1) в занимательности самого происшествия, 2) в приятности и привлекательности прозы, или слога, 3) в искусстве рассказывать с интересом и представлять самый вымысл как действительную истину (прибавл. 32).

32. Занимательность иногда заключается в главном событии, необыкновенном, трогательном и разительном, иногда – в любопытных и привлекательных подробностях, предшествующих или сопровождающих обыкновенное событие. Проза повести должна быть изящная и – судя по происшествию – может быть стихотворная.Например: „Оскольд“ Муравьева или „Марфа посадница“ Карамзина.

§ 203. Повести бывают истинные и вымышленные. К истинным относятся исторические и действительные. К вымышленным – нравственные, чувствительные и пр.

Напр.: Историческая и действительная: повесть „О Московском мятеже при царе Алексее Михайловиче“ (Кар.) или „О низложении патриарха Никона“
Каченовского и пр.; нравственная, например: „Каллисфен“ Фонвизина и пр.; чувствительные, например: „Повести“ Карамзина и др.

§ 204. Вымышленные повести, по-видимому, относятся к поэзии, ибо вымысл есть характер поэзии. Но если они употребляют и язык, и средства прозы, если самый вымысл их не идеальный, не поэтический, а обыкновенный, прозаический, то, без сомнения, больше принадлежат прозе, нежели поэзии.

Примеч. Есть повести поэтические, например: „Душенька“ Богдановича. – „Двенадцать спящих дев“ Жуковского. – „Руслан и Людмила“, „Бахчисарайский фонтан“ (Пушк.); все волшебные сказки, басни и пр., о которых увидим в
поэзии
. Но все обыкновенные, вымышленные повести принадлежат прозе. – „И вымыслы нравятся, – говорит Карамзин, – но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина“.

§ 205. Роман (romana fabula, novella) – частию поэзия, частию проза. – Содержание его – вымышленная жизнь какого-либо героя.

Роман отличается от повести тем, что содержит не одно происшествие, но целую жизнь героя. – Есть поэтические романы (например, „ Онегин“ А. Пушкина). Но об них будем говорить в поэзии. Сюда относятся романы, принадлежащие прозе и по вымыслу, и по слогу, и по средствам.

§ 206. Цель романа двоякая: 1) познакомить читателя с известным веком, т. е. с нравами, обычаями и предрассудками в известное время (например, романы Вальтера Скотта или „Юрий Милославский“ Загоскина. Он изображает 1612 год в России); 2) занять ум и сердце предметами, для них интересными.

§ 207. Расположение романа совершенно свободно. Оно основывается на степени рассудка, нравственного чувства и вкуса и принимает без различия формы повести, разговора и переписки или соединяет и смешивает сии формы.

§ 208. Достоинства романа общие, без сомнения, те же, какие и повести (см. выше § 197). Но частные бывают различны и зависят от степени удовлетворения той цели, вкусу или желанию, коих требуют от романиста.

Поэтому бывают романы нравственно-сатирические, нравоописательные, философские, исторические и пр.

§ 209. Роман получил название от древнего французского, так называемого романского языка (langue romance), на котором написаны первые сего рода произведения на Западе. Но сей род сочинений
существовал еще прежде того у греков, хотя и не под тем именем. Сочиненные ими вымышленные истории любовных приключений по справедливости причисляются к романам (romana fabula).

Таковы „Эфионики“ Гелиодора IV века в 10 книгах. Предмет их – любовь Феагена и Хариклеи. – Такова romana fabula Ахиллеса Тация IV века в 8 книгах „ Клитофон и Левкиппа“. – Romana fabula Лонгуса V века в 4-х книгах „Дафнис и Хлоя“. – Ксенофонта Эфесского romana fabula „Аброкомас и Амфия“. – Харитона Афродисского romana fabula „Херей и Каллироя“. – Федора Продрома XII века длинный роман в 12 книгах (как эпопея) „Родант и Досиклея“. – И даже Евстафию, знаменитому комментатору Гомера XII века, приписывают роман в 11 книгах „Исмений и Исмения“.

XXIII.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: