Сущность анализа АВС заключается в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы. В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/ 80), согласно которому лишь пятая часть (20 %) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Например, в торговле 20% наименований товаров дает, как правило, 80% прибыли предприятия, остальные 80% наименований товара – лишь необходимое дополнение, обязательный ассортимент. Из всего количества поставщиков предприятия лишь 20% создают 80% всей опасности потерь от связей с недобросовестным контрагентом.
Согласно этому принципу, все изделия, находящиеся на складе предприятия, делятся на три группы:
· изделия А. Наиболее ценные (примерно 75-80% общей стоимости изделий, хранящихся на складе), но составляющие лишь 10-20% общего количества находящейся там продукции;
|
|
· изделия В. Средние по стоимости (примерно 10-15% стоимости всех изделий), но в количественном отношении составляющие 30-40% хранимой продукции,
· изделия С. Самые дешевые (примерно 5-10% от общей стоимости хранимых изделий) и самые массовые (40-50% общего объема хранения).
Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
Для проведения анализа АВС необходимо:
· сформулировать цель анализа АВС.
· указать объект управления, анализируемый методом АВС. Объектом в данном задании является отдельная позиция ассортимента.
· указать признак, на основе которого будет осуществлена дифференциация объектов управления. Признаком дифференциации ассортимента на группы А, В и С в данном задании является доля годовых продаж по отдельной товарной позиции в общем объеме продаж.
· рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общей реализации.
· выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общей реализации. Вновь организованный список (с указанием доли в реализации, графа 5) разместить в таблице, как это сделано в примере.
· построить кривую АВС. С этой целью каждой позиции упорядоченного списка присвоить порядковый номер, указав его в графе 6. Общее число позиций в нашем примере – 20. Следовательно, первая позиция упорядоченного списка составляет 5% от общего числа позиций. Две верхние позиции упорядоченного списка составляют 10% от общего числа позиций и т.д. (графа 7). Эти значения при построении будут наноситься на систему координат, на ось Х и будут отражать долю позиции, выстроенные в порядке убывания от общего количества позиций в процентах
|
|
· для построения кривой и проведения анализа АВС необходимо определить долю продукта нарастающим итогом, в % (графа 8). Для этого берутся данные графы 5, и начиная с первой позиции упорядоченного списка, каждая последующая позиция суммируется (1 позиция – 52,0 (0 + 52,0), вторая позиция имеет значение – 75,0 (52, 0 + 23,0), далее – 82 (75,0 + 8,0) и т.п.). Эти значения отмечаются в системе координат на оси Y и отражают долю продукта от общей реализации.
Для проведения анализа АВС и построения кривой используем данные таблицы 2, графа 7 и 8.
Таблица 2.4 – Пример анализа АВС
№ позиции | Реализация по позициям, тыс. руб. | Доля позиции в общей реализации, % | Годовой объем реализованной продукции тыс. руб. (по убывающей) | Доля продукта в общей реализации, % (по убывающей) | № строки упорядоченного списка | Кол-во позиций ассортимента упорядоченного списка нарастающим итогом в % к общ. кол-ву позиций ассортимента (ось Х) | Доля продукта нарастающим итогом, % (ось Y) | Группа |
Продолжение таблицы
0,1 | 52,0 | 52,0 | А | |||||
2,0 | 23,0 | 75,0 | ||||||
0,3 | 8,0 | 83,0 | ||||||
52,0 | 4,0 | 87,0 | ||||||
0,3 | 3,0 | 90,0 | В | |||||
0,9 | 3,0 | 93,0 | ||||||
0,1 | 2,0 | 95,0 | ||||||
1,0 | 1,0 | 96,0 | ||||||
8,0 | 0,9 | 96,9 | ||||||
3,0 | 0,7 | 97,6 | ||||||
0,1 | 0,5 | 98,1 | С | |||||
0,2 | 0,4 | 98,5 | ||||||
23,0 | 0,3 | 98,8 | ||||||
3,0 | 0,3 | 99,1 | ||||||
0,4 | 0,2 | 99,3 | ||||||
0,7 | 0,2 | 99,5 | ||||||
0,5 | 0,2 | 99,7 | ||||||
0,2 | 0,1 | 99,8 | ||||||
4,0 | 0,1 | 99,9 | ||||||
0,2 | 0,1 | 100,0 | ||||||
Итого: | 100,0 | 100,0 | - | - | - |
По имеющимся значениям таблицы, а именно графы 7,8 строим кривую АВС в системе координат. Для построения используем метод определения границ с помощью касательной к кривой А, В и С.
Доля реализации, %
Рисунок 2.8 – Построение кривой АВС
Рассмотрим метод разделения множества объектов управления, упорядоченного по убыванию признака значимости объекта, с помощью касательной к кривой ABC анализа. Кривая ABC строится в прямоугольной системе координат. По оси ОХ откладываются объекты управления (например, позиции ассортимента), выстроенные в порядке убывания доли объекта в общем результате (например, доли в реализации), в процентах к общему количеству объектов управления. По оси OY откладывается доля вклада объекта (доля реализации по позиции) в общем результате (в общей реализации), исчисленная нарастающим итогом и выраженная в процентах (рис. 2.8).
Соединим начало и конец графика прямой OD и затем проведем касательную к кривой ABC, параллельную линии ОD. Абсцисса точки касания (точка М) покажет нам границу между группами А и В, а ордината укажет долю вклада группы А в общий результат.
Соединим теперь точку М с концом кривой — точкой D и проведем новую касательную к графику ABC, параллельную линии MD. Абсцисса точки касания (точка N) указывает границу между группами В и С, а ордината показывает суммарный вклад групп А и В в общий результат.
Однако данное соотношение, может не отражать специфику конкретного множества. Так в нашем случае на долю 20% «ударного» ассортимента приходится лишь 87% реализации, а 80% реализации дают примерно 13% ассортимента.
Следует отметить, что дифференциация на основе меняющейся кривизны линии АВС может дать иные значения границ между группами А, В, С.
|
|
Применение анализа АВС позволяет более точно выделить группу продуктов, требующих к себе пристального внимания (группа А), что приобретает особую актуальность в случае дефицита управленческих ресурсов в логистике. Изучение указанного метода осуществляется в рамках самостоятельной работы на основе информации о реализации, приведенной в таблице 2.4.
На выстроенном графике можно выделить группы А, В, С. Так в точке М заканчивается граница группы А, в точке N граница группы В, в точке D граница группы С.
В результате анализа сделан вывод о том, что на 20% продукции, находящейся на складе, приходится 80 % вложенных в запасы средств. Это говорит о том, что большая часть капитала предприятия омертвляется при хранении на складе незначительного количества товаров, т.е. является напрасной тратой средств. Для того чтобы знать, приносят ли средства, вложенные в запасы, прибыль, не лежат без дела, необходимо вести учет запасов. Причем в зависимости от разделения всех изделий, хранящихся на складе, на три категории (АВС) должен различаться и контроль за этими изделиями:
· изделия А должны находиться под строгим контролем. Необходим регулярный учет изделий. Изделия этой группы - основные;
· изделия В требуют обычного контроля, налаженного учета и постоянного внимания. Обычно это вспомогательные материалы;
· изделия С нуждаются в самом объективном контроле, таком, как периодическая проверка уровней запаса.
В результате разного учета в зависимости от принадлежности изделия к группам АВС различен и срок возобновления запасов данного изделия на складе, что позволяет определить причины увеличения затрат на складирование.
Задание 2. Изучение методики анализа XYZ. Учитывая данные таблицы 5, проведите анализ XYZ.
Таблица 2.5 – Данные о реализации товара со склада
№ позиции | Наименование товара | Реализация за квартал | |||
I | II | III | IV | ||
Кукурузные хлопья «Рузик» | |||||
Чай «Ахмад» | |||||
Шоколад «Ретро» | |||||
Лапша «Доширак» | |||||
Газированный напиток «Лимонад» | |||||
Спички | |||||
Пельмени «Татарские» | |||||
Вареники с картошкой | |||||
Колбаса «Молочная» | |||||
Колбаса «Докторская» |
|
|