Узел управления – это совокупность запорных и сигнальных устройств с ускорителями (замедлителями) их срабатывания, трубопроводной арматуры и измерительных приборов, расположенных между подводящим и питающим трубопроводами установок водяного (пенного) пожаротушения и предназначенных для их пуска и контроля за работоспособностью.
Классификация:
Во виду: спринклерные, дренчерные.
По среде заполнения питающего и распределительного ТБ:
- воздушные, водозаполненные
По виду привода дренчерного или универсального сигнального клапана на:
- гидравлические, пневматические, электические, ручные, механические,
- комбинированные.
По рабочему положению на ТБ относительно горизонтальной плоскости на:
- вертикальные, горизонтальные, универсальные.
По типу соединения с ТБ и/ или арматурой на:
- фланцевые
- муфтовые
- штуцерные
- хомутовые
- комбинированные.
В УУ должны быть предусмотрены устройства:
Кран ((АВАРИЙНЫЙ) предназначен для ручного пуска узла управления в рабочий режим в случае отказа пускового устройства.
Кран (КН3) предназначен для контроля (проверки) сигнализаторов давления при техническом обслуживании.
Клапан обратный (КО)препятствует сбросу давления в рабочей камере клапана при уменьшении давления в подводящем трубопроводе.
Фильтр предназначен для предохранения рабочих органов клапана и обвязки от засорения посторонними предметами в дежурном режиме.
Два крана для контрольных манометров предназначены для отключения манометров от трубопровода при техническом обслуживании и поверке.
Два сигнализатора давления (НР1, НР2) предназначены для выдачи управляющего электрического импульса при срабатывании узла управления.
Манометр предназначен для контроля давления в побудительной магистрали.
Манометр предназначен для контроля давления в подводящем трубопроводе.
Вентиль предназначен для слива жидкости в дренаж из клапана и распределительного трубопровода (в дежурном режиме закрыт).
Кран предназначен для включения и отключения побудительной магистрали узла управления (в дежурном режиме открыт).
Клапан дренажный (КД) предназначен для сброса накопившейся жидкости из выходной полости клапана в дренаж (в режиме пуска узла управления при давлении 0,03 МПа автоматически закрывается).
Принцип действия.
От воздействия температур происходит срабатывание спринклерного оросителя или иного пускового устройства побудительной магистрали, открываются проходные каналы и жидкость сливается из побудительной магистрали в дренаж. В побудительной магистрали давление снижается. Повышенным давлением жидкости из рабочей камеры клапана отжимается мембрана побудительной камеры и жидкость перетекает в сигнальное отверстие. Давление в рабочей камере снижается и жидкость, находящаяся во входной полости клапана, открывает затвор. От сигнального отверстия отходит трубопровод на котором установлены сигнализаторы давления НР1 и НР2, на пути жидкости в дренаж в трубопроводе установлен компенсатор с фиксированным отверстием, которое создает дополнительное сопротивление жидкости, чем повышает давление перед сигнализаторами давления (НР1, НР2). Давление жидкости воздействует на сигнализатор давления, выдает электросигнал для управления насосом и на ПЦН (пункт централизованного наблюдения), узел управления переходит в рабочий режим.