Прежде всего, требует уточнения определение самого понятия " законодательство" как базовой категории, определяющей критерии правотворческой и правоприменительной деятельности Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, т.е. имеющей как теоретическую, так и практическую значимость.
В настоящее время легальное определение термина «законодательство» отсутствует. В теории права также нет однозначно закрепленного и общепринятого определения данного понятия.
Анализ литературы позволяет выделить два основных подхода к пониманию законодательства: в узком и широком смыслах.
Под законодательством в широком смысле понимают систему не только законов, но и подзаконных нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства России, других органов власти и управления.
"Законодательство есть система издаваемых уполномоченными правотворческими органами юридических актов, устанавливающих нормы права111. Эта трактовка имеет широкий смысл, обозначая совокупность всех нормативных правовых актов.
|
|
Говоря об этом, С.С.Алексеев определяет законодательство как «всю совокупность нормативных юридических актов, действующих в данной стране, образующих единую цельную систему, которая обычно именуется системой законодательства»6.
По мнению Д.А. Керимова «законодательство юридически - это совокупность только законодательных актов, но в практическом обыкновении законодательство понимают более широко: законодательство включает в себя не только законы, но и подзаконные акты, образуя с ними единую законодательную систему»7. Подобной позиции придерживаются С.Л. Зивс8, О.А. Красавчиков9, С.В. Поленина10 и др.
Вместе с тем, некоторые авторы считают, что в целях обеспечения верховенства закона было бы уместнее придерживаться интерпретации законода-
Именно понимание законодательства в широком смысле позволит, по нашему мнению, обеспечить единство и непротиворичивость всех уровней системы законодательства.
Кроме того, в отсутствие закреплённых легально терминов встаёт вопрос: как называть весь нормативно-правовой массив, который принимается органами власти и управления, включая органы местной) самоуправления?
Применение только узкой трактовки законодательства, по мнению автора, на настоящий момент способно поставить больше проблем, чем решить.
В юридической литературе выделяются следующие структуры системы законодательства: горизонтальную (отраслевую), вертикальную (иерархическую) и федеративную'.
Горизонтальная структура системы законодательства выделяется в зависимости от предмет и метода правового регулирования. По данному основанию вычленяются отрасли законодательства, совпадающие с одноименными отраслями права. Так, нормы конституционного права находят свое выражение в конституционном законодательстве, уголовного права - в уголовном законодательстве и т.д.
|
|
В рамках отраслевой системы законодательства выделяются комплексные отрасли по двум основаниям: •
по предмету правового регулирования; •
по заимствованию норм и институтов в различных отраслях права.
В связи с этим выделяют транспортное законодательство, законодательство об обороне, экологическое законодательство. В основном именно отраслевая структура законодательства положена в основу классификатора правовых актов, утверждённого указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 года №511\
С.В. Полснина, характеризуя систему законодательства как совокупность связанных иерархией и сопряженностью общегосударственных и республиканских законов и иных нормативных правовых актов, взаимодействующих между собой и регламентирующих общественные отношения применительно к отраслям права, функциям и сферам государственного управления, выделяет вертикальную (иерархическую) структуру системы законодательства11. Основным критерием выделения этой структуры является юридическая сила нормативных актов и иерархия органов, их принявших.
В настоящее время первостепенное значение приобретает именно вертикальное построение системы законодательства в связи с федеративным устрой- ством России и наличия местного самоуправления.
Федеративная структура законодательства выделяется на основе федеративного устройства государства и распределения правотворческих полномочий между федеральными органами, органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления. В соответствии с данными критериями законодательство Российской Федерации подразделяется на:
1. федеральное законодательство (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и, федеральные законы, указы Президента России, постановления Правительства, акты органов государственной власти); 2.
законодательство субъектов Российской Федерации (конституции республик, уставы краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, законы, указы президентов республик и постановления губернаторов и т.д.); 3.
систему нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (уставы, постановления, распоряжения и т.д.).
В последние десятилетия практически впервые в отечественной истории регионы получили возможность формировать собственные системы законодательства.
В исследованиях, посвященных законодательству субъектов России авторы, ссылаясь на большое количество региональных нормативных актов; разнообразие их видов, приходят к выводу о наличии системного признака.у этого правового явления.