а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы
I. Изучите теоретический материал по проблеме и представьте его в виде кластера (интеллектуальной карты, структурного дерева).
Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов, используя рекомендованную литературу:
Дайте определение и прокомментируйте следующие методические понятия: письмо, письменная речь, графика, орфография, запись, продуктивное письмо, композиция письменной речи.
Чем письмо отличается от письменной речи?
Раскройте психологическую, лингвистическую и коммуникативную характеристики письма.
Что общего у процессов порождения письменного и устного высказываний?
Чем различаются процессы порождения письменного и устного высказываний?
Когда письмо выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, а когда как средство обучения? Приведите примеры.
Каковы цели и содержание обучения письму как самостоятельному виду речевой деятельности?
Что затрудняет процесс письма на иностранном языке и что способствует преодолению этих затруднений?
Почему письмо является самым эффективным средством развития и совершенствования иноязычных навыков и умений?
Каковы критерии оценивания продуктивной письменной речи?
Изучив Программу, проанализируйте, как изменяются требования к формированию и развитию навыков и умений письма и письменной речи на разных этапах обучения. Заполните таблицу.
Этапы | Цели и содержание обучения письму |
Начальный этап | |
Средний этап | |
Старший этап: а) базовый уровень б) профильный уровень |
XIV. Соотнесите умения и упражнения с содержательными линиями обучения письму
Содержание Умения/навыки Упражнения | ||
Графика и орфография Письмо как средство обучения Письмо как продуктивный вид речевой деятельности | а) соблюдение правил пунктуации, правильное использование основные знаков препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, апостроф) б) правильное использование полупечатного или письменного шрифта и умение писать разборчиво в) расширение и закрепление словарного запаса (ведение словаря, составление тематических списков слов, написание словарных диктантов, выполнение лексических упражнений и т.д.) г) написание заметки в газету или журнал, соблюдая принятые в стране изучаемого языка нормы д) написание плана услышанного или прочитанного текста или ответы на вопросы в письменной форме с целью проверки понимания и др. е) правильное использование заглавных и строчных букв ж) усвоение грамматического материала и правильных структур в ходе выполнения грамматических упражнений в письменной форме з) заполнение бланков (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес) и) правильное написание слов, входящих в продуктивный лексический минимум к) написание различных видов диктантов (слуховой, зрительный, самодиктант) | 1. Вставьте пропущенные буквы 2. Составьте список слов по данной теме 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы 4.Напишите поздравительную открытку 5.Прочитайте текст и выпишите выражения, которые используются, чтобы охарактеризовать внешность человека (выразить благодарность, указать последовательность описываемых действий и т.д.) 6. напишите глаголы в нужной форме 7. прослушайте текст и изложите его в письменной форме 8. напишите личное письмо 9. прослушайте текст и заполните пропуски в тексте 10. напишите эссе на заданную тему 11. разгадайте кроссворд 12. запишите цифры словами |
На основании изученной литературы
а) завершите цепочку упражнений в письме, выступающем как цель и как средство обучения:
· Письмо как цель обучения: напишите личное письмо; заполните анкету ….
· Письмо как средство обучения: выпишите из текста ключевые предложения; выпишите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме ….
б) заполните таблицу, включив в нее упражнения для формирования навыков и умений письма.
Содержательные линии обучения письму | Упражнения |
1. Графика | |
2. Орфография | |
3. Запись | |
4. Письменная речь |
Развитие умений продуктивного письма осуществляется на базе упражнений рецептивного, рецептивно-репродуктивного и продуктивного характера.
a) Соотнесите этапы формирования продуктивного письма с их содержанием
1. Рецептивный | а) Закрепление полученных знаний в ходе выполнения ряда тренировочных упражнений |
2.Рецептивно репродуктивный | б) самостоятельное составление письменных высказываний на иностранном языке |
3. Продуктивный | с) чтение текстов и их анализ с целью выявления важных моментов с точки зрения организации текста, употребления языкового материала, логики высказывания |
б) Соотнесите следующие упражнения с одним из этапов
1. Найдите в предложенных письмах формулы выражения благодарности.
2. Выберите подходящие слова, чтобы заполнить пропуски в письме.
3. Расположите части письма в правильном порядке.
4. Сравните два письма, одно из которых написано в официальном стиле, другое в неофициальном, и подберите слова и выражения, которые используются для выражения одних и тех же мыслей в разных стилях.
5. Напишите своему другу поздравительную открытку.
6. Просмотрите тексты писем и определите коммуникативно-смысловую задачу каждого из них.
7. Определите характер письма по его структуре (описание, сообщение, повествование, уведомление, выражение благодарности за что-либо и т.д.)
8. Расположите части письма в логической последовательности.
9. Выберите из предложенных коннекторов (слов-связок) те, которые помогут сделать ваше письменное высказывание связным, и с их помощью соедините части письма.
10. Заполните гостевую карточку в молодежном лагере.
XVII. Познакомьтесь с другой точкой зрения, иллюстрирующей этапы развития умений продуктивного письма (В.М. Филатов Методика … стр. 323), сравните ее с представленной выше и объясните, в чем их различие.