Задания для самостоятельной работы. а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы

а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы

I. Изучите теоретический материал по проблеме и представьте его в виде кластера (интеллектуальной карты, структурного дерева).

Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов, используя рекомендованную литературу:

Дайте определение и прокомментируйте следующие методические понятия: письмо, письменная речь, графика, орфография, запись, продуктивное письмо, композиция письменной речи.

Чем письмо отличается от письменной речи?

Раскройте психологическую, лингвистическую и коммуникативную характеристики письма.

Что общего у процессов порождения письменного и устного высказываний?

Чем различаются процессы порождения письменного и устного высказываний?

Когда письмо выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, а когда как средство обучения? Приведите примеры.

Каковы цели и содержание обучения письму как самостоятельному виду речевой деятельности?

Что затрудняет процесс письма на иностранном языке и что способствует преодолению этих затруднений?

Почему письмо является самым эффективным средством развития и совершенствования иноязычных навыков и умений?

Каковы критерии оценивания продуктивной письменной речи?

Изучив Программу, проанализируйте, как изменяются требования к формированию и развитию навыков и умений письма и письменной речи на разных этапах обучения. Заполните таблицу.

Этапы Цели и содержание обучения письму
Начальный этап  
Средний этап  
Старший этап: а) базовый уровень б) профильный уровень  

XIV. Соотнесите умения и упражнения с содержательными линиями обучения письму

Содержание Умения/навыки Упражнения
Графика и орфография Письмо как средство обучения Письмо как продуктивный вид речевой деятельности а) соблюдение правил пунктуации, правильное использование основные знаков препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, апостроф) б) правильное использование полупечатного или письменного шрифта и умение писать разборчиво в) расширение и закрепление словарного запаса (ведение словаря, составление тематических списков слов, написание словарных диктантов, выполнение лексических упражнений и т.д.) г) написание заметки в газету или журнал, соблюдая принятые в стране изучаемого языка нормы д) написание плана услышанного или прочитанного текста или ответы на вопросы в письменной форме с целью проверки понимания и др. е) правильное использование заглавных и строчных букв ж) усвоение грамматического материала и правильных структур в ходе выполнения грамматических упражнений в письменной форме з) заполнение бланков (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес) и) правильное написание слов, входящих в продуктивный лексический минимум к) написание различных видов диктантов (слуховой, зрительный, самодиктант) 1. Вставьте пропущенные буквы 2. Составьте список слов по данной теме 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы 4.Напишите поздравительную открытку 5.Прочитайте текст и выпишите выражения, которые используются, чтобы охарактеризовать внешность человека (выразить благодарность, указать последовательность описываемых действий и т.д.) 6. напишите глаголы в нужной форме 7. прослушайте текст и изложите его в письменной форме 8. напишите личное письмо 9. прослушайте текст и заполните пропуски в тексте 10. напишите эссе на заданную тему 11. разгадайте кроссворд 12. запишите цифры словами

На основании изученной литературы

а) завершите цепочку упражнений в письме, выступающем как цель и как средство обучения:

· Письмо как цель обучения: напишите личное письмо; заполните анкету ….

· Письмо как средство обучения: выпишите из текста ключевые предложения; выпишите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме ….

б) заполните таблицу, включив в нее упражнения для формирования навыков и умений письма.

Содержательные линии обучения письму Упражнения
1. Графика  
2. Орфография  
3. Запись  
4. Письменная речь  

Развитие умений продуктивного письма осуществляется на базе упражнений рецептивного, рецептивно-репродуктивного и продуктивного характера.

a) Соотнесите этапы формирования продуктивного письма с их содержанием

1. Рецептивный а) Закрепление полученных знаний в ходе выполнения ряда тренировочных упражнений
2.Рецептивно репродуктивный б) самостоятельное составление письменных высказываний на иностранном языке
3. Продуктивный с) чтение текстов и их анализ с целью выявления важных моментов с точки зрения организации текста, употребления языкового материала, логики высказывания

б) Соотнесите следующие упражнения с одним из этапов

1. Найдите в предложенных письмах формулы выражения благодарности.

2. Выберите подходящие слова, чтобы заполнить пропуски в письме.

3. Расположите части письма в правильном порядке.

4. Сравните два письма, одно из которых написано в официальном стиле, другое в неофициальном, и подберите слова и выражения, которые используются для выражения одних и тех же мыслей в разных стилях.

5. Напишите своему другу поздравительную открытку.

6. Просмотрите тексты писем и определите коммуникативно-смысловую задачу каждого из них.

7. Определите характер письма по его структуре (описание, сообщение, повествование, уведомление, выражение благодарности за что-либо и т.д.)

8. Расположите части письма в логической последовательности.

9. Выберите из предложенных коннекторов (слов-связок) те, которые помогут сделать ваше письменное высказывание связным, и с их помощью соедините части письма.

10. Заполните гостевую карточку в молодежном лагере.

XVII. Познакомьтесь с другой точкой зрения, иллюстрирующей этапы развития умений продуктивного письма (В.М. Филатов Методика … стр. 323), сравните ее с представленной выше и объясните, в чем их различие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: