Ход дела

Вожатый перед игрой дает ребенку половинку какого-то предмета (симболон).

Отряд делится на шесть групп, по буквам слова «СИМВОЛ».

1. Вступительное слово ведущего.

– Как вы думаете, что означает эта фраза: «Мы в мире символов живем, а сам он – в нас живет»?

Дети высказываются. Ведущий обобщает мнения детей.

– Какие символы нас окружают в повседневной жизни?

Дети приводят примеры.

– А знаете ли вы, что понятие «символ» произошло от греческого слова «симболон», которое в древности означало какой-либо небольшой предмет из металла, кости, керамики, дерева – табличку, перстень, – разломанный надвое.

– Пусть отзовется тот, у кого в руках есть то, что есть у меня. Вопрос всем: что у нас общее?

Дети отвечают.

– А на самом деле у нас обоих есть половинки камня. Это и есть симболон. Как вы думаете, что это может означать? Какую роль выполняли в жизни симболоны? Половинки служили опознавательными знаками для двоих, связанных тайной или свидетельством того, что они разделены, обречены на долгую разлуку. Пройдут годы, они, возможно, встретятся, но могут ведь и не узнать друг друга – всякие бывают причины. Половинки же разломанного предмета – симболон – исправят положение. Так симболон и стал своеобразным паролем для друга или родственника одного из двух обладателей такого талисмана. Предъявив его, человек мог рассчитывать на доверие, помощь, гостеприимство. С тех пор слово «символ» обрело немало разных значений, но не потеряло своей весомости, не затерялось, а стало термином, занявшим прочное место в жизни.

– Как вы думаете, важно ли знать смысл, значение разных символов? Как эти знания можно использовать в жизни?

Дети отвечают.

– Например, лев как символ – всегда государь, король, гордость, отвага. Лиса – синоним хитрости. Дом – сохранность, безопасность.

Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир символов, поучимся читать, понимать их. У нас уже есть 6 команд, которые будут выполнять интересные задания, связанные с символами. За оригинальность, умение взаимодействовать в команде, творчество команды получают свои символы, которые в конце нашего общения обретут смысл.

– Символы можно разделить на две категории, которые состоят из нескольких видов. А на какие, вы сейчас сами скажете.

Задание1: каждая группа получает карточки. Нужно назвать не менее двух символов данного вида.

1 категория:

– флаг, герб, знамя;

– буквы, цифры;

– фабричные, торговые, дорожные знаки;

– математические, химические обозначения;

2 категория:

– изображения, связанные с историческим событием;

– с религиозной, политической идеей;

– художественный образ.

Наверное, каждый человек когда-нибудь представлял, ассоциировал себя символом. Попробуйте представить себя символом, отражающим вашу суть. Может быть, это будет предмет, животное, вещь, стихия, явление природы.

Итак, ответьте на вопрос: кто я? Нужно нарисовать этот символ на листке, прикрепить на грудь.

Далее вы ходите по залу, знакомитесь друг с другом, ищете близких себе людей по разным признакам, объединяемся в группы.

Краткая информация о гербе.

Задание 2: объединить символы всех, нарисовать герб вашей команды. Важно учесть символ каждого.

Герб передается команде справа, она пытается рассказать о «владельцах «герба. «Владельцы» дополняют.

Задание3: команды получают карточку с развернутым описанием определенных символов, которые имеют несколько значений. Команда выбирает одно или более значений, готовит творческое представление его или истории его появления. Символы: орел, узел, огонь, 13, звезда, корона, свастика (см. приложение).

– Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на Машине времени. Путешествие по символам. Итак, Прошлое.

Задание 4: Каждая команда вытягивает карточку с названием эпохи: древний мир, средневековье, новое время, новейшее время. Можно использовать другой подход: первобытно-общинное общество, рабовладельческое, капиталистическое, социалистическое, постиндустриальное. Нужно пантомимой изобразить Символ Эпохи (общества).

Задание 5: Передать другой команде любую информацию в духе эпохи с помощью нарисованных знаков, рисунков. Другая команда отгадывает.

Мы оказались в настоящем времени.

Аукцион символов страны. Называется страна, задача команды – быстро произносить возникающий в голове символ данной страны. Последняя – Россия.

Проводится беседа о государственных символах России: герб, флаг, гимн.

Форма – любая: викторина, рассказ ребят, которые заранее подготовились)

Ассоциативные символы «Орленка»: орлятский круг, мальчишка-«Орленок», буденовка.

Символика «Орленка» как маленького государства: знамена лагерей, орлятский значок, галстук.

Мы оказались в будущем времени.

Задание 6: Командам нужно придумать, нарисовать и представить новый символ тех ценностей, на основе которых вы бы хотели построить свою будущую жизнь.

Подведение итогов, поощрение активных.

Словарь символов:

Корона – ее изображение символизирует божество, возвышение, торжество, солнце, красоту, историю, награду, силу, тиранию, мудрость.

Корона своим первичным происхождением, а также внутренним смыслом связана с деревом, с ветками и листьями. Ведь еще в глубокой древности существовал обычай награждать за те или иные заслуги именно венками. Латинское слово «корона» – это венок из цветов… Кроме того, корона – это замкнутый круг, кольцо, символ бессмертия.

Рука – символ веры, созидания, мастерства, защиты, приветствия, дара, а также измены. «Рукоделие», «поручение», «заручение».

Хлопанье в ладоши – в древности магическое действие, призывающее дождь. Позже – выражение восторга перед талантом артиста.

Вложить ладони между чьими-то ладонями: выразить верность, послушание.

Получить руку, обручиться – обрести согласие на брак.

«Танец рук» – ритуальный танец народов Южной Азии. Рука в геральдике – мощь, согласие, защита.

Звезда – символ Божьего ока, небесного светила, борющегося с тьмой, мудрости, успеха, надежды, свободы, человека.

Звезда – предназначение: «читать по звездам» (гадать по звездному небу), «родился под счастливой звездой» – привычные фразы, оценивающие судьбу человека.

Звезда путеводная.

В древности звезды было принято считать за некие разумные существа, оказывающие постоянное влияние на мир. Так звезды стали синонимом мудрости.

Звезда – атрибут вдохновения, достижения высокой цели. Звезды красуются на государственных флагах государств: США, Чили, Китая, Кубы…

Звезда пятиконечная – Соломона – амулет, приносящий здоровье, оберег.

Орел – символ неба, солнца, воздуха, ветра, небесного посланника, возрождения, высшей власти, героизма, зла, уничтожения.

Орел всегда был атрибутом Зевса, символом верховной божественной власти.

Орел – возрождение, омоложение, что проистекает из отзвуков легенды о птице Феникс. Верили, что каждые 10 лет орел бросается в пламя, затем в море, и вновь обретает молодость.

Орел двуглавый – связан с двуликим Янусом. Это сила всевидящая, все познающая. На гербе России две головы означают Европу и Азию, на пространствах которых находится Россия.

Орел на монетах.

Огонь – символ вечности, первичности мира, наказания, мужества, зимы, домашнего очага. Прометей похитил огонь на Олимпе, передал его людям, за что был наказан страшной карой: прикованного в горах Кавказа к скале Прометея ежедневно терзал орел.

Огонь – беседа, жаркий спор. Сигнализация кострами, разожженными на вершинах холмов – одно из самых древних средств коммуникации.

Огонь в геральдике – Дух борьбы, схватки, порыв.

Свастика – символизирует четыре стороны света, движение, солнцеворот, бесконечность, здоровье,

Свастика как магический знак известна многим народам Старого и Нового Света, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Индии.

С древнейших времен до начала XX века свастика считалась главным символом в орнаменте русского национального костюма.

«Разговор о главном»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: