Принцип постоянного улучшения работы предприятия следует рассматривать как его неизменную цель.
Какие бы действия ни предпринимались по улучшению работы, все начинаются с работника, совершенствование его личных качеств, знаний, навыков и умений. Именно на это должна быть настроена организационная система предприятия и, соответственно технология управления качеством. Под управлением качеством понимается часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Требования к организационной системе в этом вопросе состоят в том, чтобы персонал предприятия был постоянно ориентирован на необходимость повышения уровня своей компетенции в той работе, которую он выполняет в любом процессе на предприятии. Под компетенцией понимается выраженная способность применять свои знания и умения при выполнении возложенных обязанностей. Речь здесь должна идти о повышении качества команды, то есть того или иного структурного звена.
Важную роль в решении вопросов качества отводится как работе команды в целом, так и ее лидеру, сочетающему в себе функции формального и неформального руководителя.
Необходимо иметь ввиду что повышение качества работы без обучения практически не возможно. Процесс обучения выполняет в своей совокупности несколько ключевых функций:
1) сплочение команды на основе общей и индивидуальной заинтересованности;
2) повышение уровня профессионализма, квалификации и компетенции членов команды;
3) снижение потерь от неквалифицированных действий.
Такой подход ведет к целенаправленным и системным переменам на предприятии. Сами работники не только определяют такие перемены, но и способствуют их закреплению. Это создает определенные предпосылки для внедрения новшеств, без чего у предприятия нет конкурентных преимуществ, нет развития, нет будущего. Поэтому гармоничное сочетание новаторства и повышение качества работы должно стать потребностью каждого структурного звена и каждого работника в отдельности.
Успешное применение принципа постоянного улучшения предполагает:
•при формулировании политики и стратегии - создание и реализация более конкурентоспособных бизнес-планов на основе интеграции постоянного улучшения со стратегическим и бизнес-планированием;
•при установлении целей и показателей - установление реальных целей, вызывающих максимально возможные улучшения (по нашему мнению в настоящий момент) и обеспечение ресурсами для их достижения;
•при оперативном управлении - вовлечение персонала организации в работу по постоянному улучшению процессов;
•при управлении людскими ресурсами - обеспечение всех людей в организации необходимыми знаниями и навыками, инструментами и технологиями для улучшения продукции, процессов и систем, создание условий для работы с энтузиазмом.