Кое-что о «жестокостях»

Так как во всех событиях в сказках речь идет о внутрен­них процессах, то ни в коем случае нельзя понимать как таковые эти так называемые «жестокости». Не испорченные воспитанием дети знают это. Некоторые примеры ниже смо­гут разъяснить этот момент:

Бросить в воду — утопить.

Броситься в воду — утопиться.

Быть брошенным в воду — утонуть.

Выкалывать глаза, выклевывать глаза: Подразумевается духовная способность видения. Таким образом, это означа­ет: отнять зрение, воззрение, точку зрения. Ср. образные выражения: какое-то нечто «бросается в глаза»; я «бросил на это свой взгляд», кто-то «поражен слепотой».

См. также слова из Библии: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» — имеется в виду: измени своп воззрения.

Отрубить голову и т.п.: Голова — это символ для созна­ния, ясного мышления, господства над самим собой, кото­рые могут быть утеряны под насильственным влиянием из­вне (голову отрубают, единство чувствования, мышления и воления нарушается) или также из-за собственной реакции: «потерять голову».

Отрубить ногу. Ногами мы твердо стоим на земле. Таким образом, мы внезапно и окончательно теряем эту способ­ность.

Отрубить руку. Потеря руки символизирует то, что чело­век становится неспособным к действию. Человек не может больше быть сотворцом своей судьбы, теряет свою силу при­нимать решения.

Ср. образные выражения: быть «как без рук», быть «пра­вой рукой».

Повесить, подвесить, висеть: Хотя сама способность к устойчивости не теряется (символ: ноги), теряется «почва под ногами», колеблется «почва фактов», для человека не­возможна более связь с земной действительностью. «Пове­ситься» — это образ для мышления, которое слишком вы­соко поднялось к абстрактному, так, что парит в воздухе.

Оставлять детей одних: Еще невиданные, неразвитые силы отданы во власть хаоса и дикости природы инстинкта.

Сжигать, жарить, варить, печь: Огонь можно толковать двояко:

1. Огонь духа, загорающаяся искра, пылающее пламя восторга;

2. Огонь вожделения, тлеющий или возгорающийся огонь страсти, огонь ведьм, магически действующий огонь чув­ственности.

Таким образом, сжигать: Быть предоставленным либо очистительному огню, либо огню уничтожающему. Если кушанье готовится на огне духа, то оно становится пищей; на огне вожделения варятся яд, заколдованный напиток.

Сожрать, проглотить: Что-то силой поглотить, прогло­тить, чтобы самому по возможности приобрести качества проглоченного. Эго надо понимать как указание на некие практические действия магической эпохи. Среди так назы­ваемых примитивных народностей такой образ действия еще и сегодня воспринимается как нечто важное.

Четвертовать: Согласно учению Аристотеля, человек со­стоит из четырех сущностных членов: из минерально-физи­ческой части, родственной растительному миру вегетатив­ной, из родственной животному миру инстинктивной и из человеческой, пронизанной Я, части.

Таким образом, четвертование означает: ликвидация это­го четырехчленного единства и тем самым потеря бытия в образе человека.

Здесь человек лишается почвы земной действительности, предоставляется стихии изменчивости, неустойчивости, глубинам и безднам, погружению на дно, гибели. Это может произойти с человеком через силы, направленные извне: быть утопленным. Или человек может утонуть по собственному решению: это заложено в образе «утопиться». Я оказывает­ся утопленным или тонет в море, также в бурной реке души.

Сказка говорит о том, что человек тонет тогда, когда само-«погружение», само-«углубление» превращается в поглоща­ющее состояние погружения, утопления. Человек не имеет больше опорной ноги и ноги, несущей меньшую нагрузку, не может больше «устоять» перед чем-либо, становится в своем образе жизни беспомощным, больше не может делать шаги вперед.

Ср.: «жить на широкую ногу», «стоять на земле обеими ногами», «стоять или не стоять за правду».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: