Так как во всех событиях в сказках речь идет о внутренних процессах, то ни в коем случае нельзя понимать как таковые эти так называемые «жестокости». Не испорченные воспитанием дети знают это. Некоторые примеры ниже смогут разъяснить этот момент:
Бросить в воду — утопить.
Броситься в воду — утопиться.
Быть брошенным в воду — утонуть.
Выкалывать глаза, выклевывать глаза: Подразумевается духовная способность видения. Таким образом, это означает: отнять зрение, воззрение, точку зрения. Ср. образные выражения: какое-то нечто «бросается в глаза»; я «бросил на это свой взгляд», кто-то «поражен слепотой».
См. также слова из Библии: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» — имеется в виду: измени своп воззрения.
Отрубить голову и т.п.: Голова — это символ для сознания, ясного мышления, господства над самим собой, которые могут быть утеряны под насильственным влиянием извне (голову отрубают, единство чувствования, мышления и воления нарушается) или также из-за собственной реакции: «потерять голову».
Отрубить ногу. Ногами мы твердо стоим на земле. Таким образом, мы внезапно и окончательно теряем эту способность.
Отрубить руку. Потеря руки символизирует то, что человек становится неспособным к действию. Человек не может больше быть сотворцом своей судьбы, теряет свою силу принимать решения.
Ср. образные выражения: быть «как без рук», быть «правой рукой».
Повесить, подвесить, висеть: Хотя сама способность к устойчивости не теряется (символ: ноги), теряется «почва под ногами», колеблется «почва фактов», для человека невозможна более связь с земной действительностью. «Повеситься» — это образ для мышления, которое слишком высоко поднялось к абстрактному, так, что парит в воздухе.
Оставлять детей одних: Еще невиданные, неразвитые силы отданы во власть хаоса и дикости природы инстинкта.
Сжигать, жарить, варить, печь: Огонь можно толковать двояко:
1. Огонь духа, загорающаяся искра, пылающее пламя восторга;
2. Огонь вожделения, тлеющий или возгорающийся огонь страсти, огонь ведьм, магически действующий огонь чувственности.
Таким образом, сжигать: Быть предоставленным либо очистительному огню, либо огню уничтожающему. Если кушанье готовится на огне духа, то оно становится пищей; на огне вожделения варятся яд, заколдованный напиток.
Сожрать, проглотить: Что-то силой поглотить, проглотить, чтобы самому по возможности приобрести качества проглоченного. Эго надо понимать как указание на некие практические действия магической эпохи. Среди так называемых примитивных народностей такой образ действия еще и сегодня воспринимается как нечто важное.
Четвертовать: Согласно учению Аристотеля, человек состоит из четырех сущностных членов: из минерально-физической части, родственной растительному миру вегетативной, из родственной животному миру инстинктивной и из человеческой, пронизанной Я, части.
Таким образом, четвертование означает: ликвидация этого четырехчленного единства и тем самым потеря бытия в образе человека.
Здесь человек лишается почвы земной действительности, предоставляется стихии изменчивости, неустойчивости, глубинам и безднам, погружению на дно, гибели. Это может произойти с человеком через силы, направленные извне: быть утопленным. Или человек может утонуть по собственному решению: это заложено в образе «утопиться». Я оказывается утопленным или тонет в море, также в бурной реке души.
Сказка говорит о том, что человек тонет тогда, когда само-«погружение», само-«углубление» превращается в поглощающее состояние погружения, утопления. Человек не имеет больше опорной ноги и ноги, несущей меньшую нагрузку, не может больше «устоять» перед чем-либо, становится в своем образе жизни беспомощным, больше не может делать шаги вперед.
Ср.: «жить на широкую ногу», «стоять на земле обеими ногами», «стоять или не стоять за правду».