Режим, при котором все параметры САУ остаются неизменными во времени, называются статическим или равновесным. Примерами статических режимов САУ авиационных газотурбинных двигателей являются, например, режимы «малый газ» и «максимальный» (см. рис. 1.16). В то же время режимы «запуск» и «приемистость» являются примерами динамических режимов.
Раздел ТАР, изучающий равновесные состояния САУ, называется статикой. Уравнения статики - это соотношения между параметрами САУ на равновесном режиме. Установившиеся значения параметров САУ обычно отмечаются индексом «0», например, .
Статические характеристики элементов или звеньев САУ выражают зависимость между входным и выходным параметрами элемента на установившемся режиме:
.
Статические характеристики не зависят от времени или от производных по времени.
По виду статических характеристик элементы делятся на:
- линейные (рис. 1.17а);
- линеаризуемые (рис. 1.17б);
- нелинейные (рис. 1.17в и 1.17г).
При анализе статических характеристик элементов и систем в целом вводится понятие статического коэффициента усиления, который представляет собой тангенс угла наклона характеристики. Для линейных систем коэффициент усиления определяется по соотношению:
.
Для линеаризуемых систем коэффициент усиления равен:
.
Для САУ авиационных ГТД под статической характеристикой САУ понимают зависимость величин регулируемого параметра от параметра внешних возмущений при постоянном управляющем воздействии:
при .
Статическая характеристика позволяет определить статическую погрешность регулирования и выбрать такие параметры САУ, чтобы статическая ошибка не превышала допустимое значение:
.