Личность – это целостная, относительно устойчивая, индивидуально своеобразная и социально типичная организация сознания, определяющая активный творческий характер деятельности, имеющей социально-нравственную значимость для общества.
¯
Следствия:
1. Личностью является только человек.
2. Психика и личность – понятия не тождественные.
По мнению некоторых отечественных авторов личность проявляется не раньше 3 лет (в этом озрасте ребенок начинает употреблять местоимение «Я»).
«Я» – начало формирования самосознания.
Источник личности – самосознание.
Здесь личность еще не развернулась, но она обозначилась.
Понятие «Личность» используется не только в психологии:
В философии «Личность» – это совокупность всех общественных отношений.
Понятие человека и личности отождествляются.
В социологии «Личность» – это социальное качество человека.
Этимология: «Личность» (др. греч.) – личина или персона, что означает – маска, роль. Так в древнем театре называли актеров.
В славянских языках: «Личность» – ипостась, что значит, – подоснова, устой, лицо души.
Развитие личности:
В общей психологии «социализация» – это активный со стороны человека процесс усвоения и присвоения социокультурного опыта, накопленного человеком в процессе его исторического развития.
Решающую роль в процессе социализации играет деятельность.
Деятельность предполагает мотивацию, потребность.
Причем, личность является одновременно источником деятельности и, с др. стороны, ее результатом.
Леонтьев – 2 этапа формирования личности:
1. Дошкольный возраст – устанавливаются первые иерархические отношения между мотивами, возникает их соподчинение. (эксперимент горькой конфеты).
Механизм формирования личности – существенная роль – сдвиг мотива на цель.
То, что для ребенка вначале является целью («надо»), становится мотивом (потребностью).
(пр: спасибо (надо) à похвала (конфетка) à потребность).
То, что было сложным, неинтересным («надо»), становится жизнеспособным мотивом («хочу»).
2. Подростковый возраст – происходит на фоне бурных физиологических изменений.
Основная роль – самосознание. рождение личности.
Подросток – сознает себя равноправным членом общества. Исчезает эгоцентризм.
Лоуренс-Колберг.
Стадия морально-нравственного развития:
Анализируется также детский и подростковый возраст.
Выделил 3 основных уровня, в каждом из которых 2 стадии морально-нравственного развития.
1 уровень:
Преконвенциональный.
Стадия 1: 2–3 года.
Конвенция – закон.
Ребенок делает что-то из-за страха перед наказанием.
Стадия 2: 4–7 лет.
Выполение моральной нормы тогда, когда она приносит личную выгоду.
2 уровень:
Конвенциональный.
Стадия 1: 7–10 лет.
Делают то, что нужно, чтобы получить одобрение окружающих.
Стадия 2: 10–12 лет.
Ориентация на соблюдение закона.
3 уровень:
Постконвенциональный.
Стадия 1: 13–18 лет.
Ориентировка на собственные принципы при выполнении чего-то правильного.
Стадия 2: после 18 лет.
Выполнение чего-то, не предполагая, что можно сделать иначе.
Ориентировка на общепринятые, общечеловеческие нормы.
Выполнение строго последовательно, но четкой привязанности к возрасту нет (возможность застревания).
При оценке нами др. человека: положительно – только находящегося на нашем уровне.
Существует проблема «соотношения биологического и социального».
Суть: что приоритетно играет решающую роль в развитии личности, или каково соотношение этих факторов: наследственности и среды.
1. Биологизаторский подход. (Фрейд, Пиаже, Макдугал).
Все в личности определяется человеческими инстинктами, влечениями, наследственными задатками, которые в процессе социализации развиваются из наследственных программ.
2. Крайне социологизаторский. (неофрейдисты: К.Хорни, Э.Фром, А.Адлер).
Личность – продукт исключительно социальных воздействий.
3. Интеракционизм. (В.Штерн, Ч.Кули).
Интерактивный подход предполагает, что в личности постоянно взаимодействуют внешние и внутренние факторы.
4. (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Рубинштейн, А.А. Волочков).
Для личности важно не столько соотношение биологического и социального, тем более, что для разных личностных свойств это соотношение различно (пр: для интеллекта – наследственность, а для творческих способностей – социум), а важна активность самой личности.
Реактивность – предполагает такое поведение, которое имеет такой внешний по отношению к человеку стимул, который запускает его двигательные, эмоциональные и процессуальные реакции.
Активность – источник таких действий, внутри которых мы сами инициируем свои реакции.
Активность носит приспособительный характер.
Человек как и животное не может существовать без активности.
В основе – ориентировочный рефлекс.
Активностью обладает любое живое существо.
Человеческая активность (в отличие от животной) имеет – сознательный характер; обеспечивает творческий характер деятельности.