Личность – это высшее интегральное понятие.
Л – это система отношенийю.
Структура:(уровни ¯ по значимости).
1 ур. Доминирующие отношения человека (направленность) к различным сторонам действительности.
2 ур. Психический уровень (желания, достижения, способности, самосознание, опыт, интеллект, и т.д.).
3 ур. Динамика реакций (темперамент, свойства НС).
4. (стержень). Характер. (это составляющее, но не уроевнь).
3 стороны:
1. Эмоциональная.
2. Оценочная – то, как человек познает мир.
3. Поведенческая/конативная – то, как человек строит свое поведение (на основе (1) и (2)).
В.С. Мерлин.
1957–1970 гг. Пермская школа.
Системно-структурный подход.
(т.к. иерархии и системообразующего фактора нет).
Темперамент не зависит от отношений человека. Это то, что дается по рождении => темперамент не входит в личность (т.к. личность – это социальное).
Личность – это целостная система обобщенных отношений человека к действительности и способов действия, при помощи которых эти отношения реализуются.
Структура:
_________ Личность _________
| | |
Характер ––Направленность–– Способности
| (самосознание) |
| |
––––––– Темперамент ––––––––
Темперамент связан косвенно: через характер и способности.
Непосредственно с личностью не связан.
Центральный компонент – направленность. Сопряжена с самосознанием.
Билет 4.