Экономика – наука зловещая.
Т. Карлейль
Существует целый ряд критериев, позволяющих сравнивать или оценивать эффективность узлов трения самого разного назначения, различной конструкции, из разных материалов. В первую очередь – это ресурс или время безотказной работы узла. Но даже при самых лучших условиях производства и использовании материалов с предельно стабильными свойствами случайные колебания внешних воздействий на узел трения приводят к значительным случайным колебаниям времени его нормальной работы.
В связи с этим реальная оценка ресурса перемещается в область статистики и может быть выполнена в рамках теории надежности. В этом случае принято говорить о гамма процентном ресурсе, т.е. о времени безотказной работы узла с определенной, заранее заданной (гамма процентной) достоверностью, которая оценивается процентом вероятности этого события. Понятно, что вероятность безотказной работы узлов трения самолета должна быть гораздо выше подобных же узлов наземного транспорта.
|
|
В последнее время при оценке достаточно сложных трибосистем наметился переход от статических параметров к так называемым динамическим – риск, живучесть.
Еще более общая оценка эффективности узлов трения выполняется с экономических позиций при знании гамма-процентного ресурса. Она основана на определении удельных суммарных затрат, приходящихся на единицу времени работы узла.
С точки зрения конструктивной равнопрочности при этой оценке возможны два варианта.
1. Ресурс узла совпадает с ресурсом изделия. Тогда
, (25)
где - гамма-процентный ресурс,
С – затраты на научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские, рабочее проектирование, испытания, изготовление, монтаж и эксплуатацию.
2. Ресурс узла меньше ресурса изделия. Тогда число ремонтов
, (26)
где и - соответственно ресурс изделия и узла трения,
а эффективность узла
, (27)
где - затраты на ремонт узла и потери от простоя агрегата.
Таким образом, эффективность любой трибосистемы может быть оценена как эксплуатационными техническими, так и экономическими показателями.