На этом этапе выясняются представления опрашиваемого о наличии между событиями его жизни связей типа «цель—средство». После причинного анализа карточки событий в колоде разложены уже так, как необходимо для целевого анализа: сверху находится событие № 1, а внизу — № 15. После небольшого отдыха начинается анализ целей события № 1.
Инструкция. «Между событиями Вашей жизни существуют, возможно, не только причинно-следственные отношения. Одно событие может выступать целью или средством по отношению к другому. Вам предлагается рассмотреть каждую пару событий и ответить на вопрос, является ли одно из них целью, а другое средством достижения этой цели. Для целевого анализа вам предлагаются следующие варианты ответов:
Конечно, чтобы достичь |
Скорее всего, чтобы достичь |
Может быть, чтобы достичь |
Не для |
Может быть, чтобы избежать |
Скорее всего, чтобы избежать |
Конечно, чтобы избежать |
Начнем с события 1. Отложите, пожалуйста, в сторону соответствующую карточку и подумайте над тем, для чего это событие произошло, какие цели вы преследовали, совершая его. Конечно, по отношению к некоторым событиям этот вопрос может не иметь смысла, однако в ряде случаев он вполне оправдан. Можете ли вы, к примеру, согласиться с утверждением, что "первое событие произошло для того, чтобы достичь или избежать второе?". При этом, как и в причинно-следственном анализе, не забывайте определить вашу уверенность в наличии целе-средственных связей.
|
|
Отвечайте с сегодняшней точки зрения. Если, к примеру, в момент свершения события 1 вы не считали его средством достижения события 2, а теперь, оглядываясь назад, видите, что событие 2 все же было целью, в которой ранее вы не могли или не хотели себе признаться, в этом случае можно говорить о наличии целевой связи между этими двумя событиями.
Итак, событие 1 произошло (произойдет) для того, чтобы достичь или избежать события 2? Или они не связаны?»
Ответив, опрашиваемый откладывает карточку с событием 2 вниз колоды и переходит к ответу на вопрос «является ли событие 3 одной из целей события 1?» Аналогичным образом анализируются отношения события 1 с событиями 4, 5,..., 15.
Окончив целевой анализ события 1, опрашиваемый переходит к анализу события 2. Он рассматривает отношения этого события со всеми последующими, отвечая каждый раз на вопрос: «Являются они целями coбытия 2 или нет?» Подобным же образом анализируются цели событий 3, 4,..., 14. Как и в ходе причинного анализа, психолог должен следить за тем, чтобы ни одно из отношений не было пропущено.
Ответы фиксируются психологом в части протокола, расположенной под главной диагональю (рис. 4-3). Теперь столбцы таблицы соответствуют событиям-средствам, а строки — событиям-целям. Ответы обозначаются следующим образом:
|
|
Конечно, чтобы достичь | +++ |
Скорее всего, чтобы достичь | ++ |
Может быть, чтобы достичь | + |
Не для | |
Может быть, чтобы избежать | - |
Скорее всего, чтобы избежать | - - |
Конечно, чтобы избежать | - - - |
Например, знак «+++», стоящий на пересечении 1-го столбца и 2-ой строки, обозначает, что событие 1 происходит, конечно, чтобы достичь события 2. Стоящий на пересечении 1-го столбца и 4-ой строки знак «-» обозначает, что событие 1 происходит, может быть для того, чтобы избежать события 2. В 1-ом столбце фиксируются цели первого события, во 2-ом — второго и т.д.
Иногда некоторые опрашиваемые плохо улавливают разницу между причинно-следственными и целе-средственными отношениями. Это является показателем сниженного уровня понимания каузальных связей.
По ходу причинно-целевого анализа старайтесь не навязывать своего мнения. Для уточнения ответов переспрашивайте, разъяснив еще раз инструкцию. Например: «Вы считаете, что 1-ое событие произошло специально, чтобы достичь 15-го события? То есть 1-ое событие является средством достижения 15-го? Целью 1-го события было 15-ое?». По окончании причинного и целевого анализа протокол заполняется ответами опрашиваемого. Пример заполненной каузоматрицы приведен на рис. 4-3.