Общие рекомендации. 1. Для опроса следует выбирать тихое, спокойное место, не связанное у опрашиваемого с какими-либо ассоциациями

1. Для опроса следует выбирать тихое, спокойное место, не связанное у опрашиваемого с какими-либо ассоциациями, задающими определенное направление его размышлениям над жизнью. Поэтому не рекомендуется проводить опрос дома или в рабочем кабинете опрашиваемого.

2. Во время опроса человек выступает в роли эксперта по вопросам собственной жизни, в которых нет никого более компетентного, чем он сам. В зависимости от ситуации можно внести игровой момент, предложив как бы на­писать сценарий своей жизни. Опрашиваемому предлагается создать фильм о самом себе: отыскать самые главные эпизоды, кадры — события своего прошлого, настоящего и будущего.

Психологу необходимо занимать нейтральную и вместе с тем доброжелательную позицию, воздерживаться от оценочных суждений. Обсуждение неизбежно возникающих в ходе опроса жизненных ситуаций и проблем лучше отложить до завершения опроса, иначе оно может внести искажения в ответы опрашиваемого.

Среди выделенных событий возможны и весьма неприятные, которые могут вызвать внутреннее сопротивление опрашиваемого, вплоть до нежелания продолжать анализ. В этом случае психологу необходимо в максимально корректной форме убедить опрашиваемого в том, что он может поставить себя «выше ситуации», напомнив ему, что сейчас он выступает в роли эксперта, которому необходимо трезво оценить отношения в своей жизни. Не следует опасаться отрицательных последствий — напротив, объективизация опрашиваемым представлений о своей жизни часто выполняет психотерапевтическую роль и помогает человеку лучше справиться с жизненными трудностями (Крон ик, 1990).

5.Психолог может выяснить также интересующие его объективные биографические сведения.

6.Жизнь каждого человека и отношение к своей жизни, при совпадении некоторых общих моментов, глубоко индивидуальны. Поэтому психологу при проведении каузометрии необходимо быть достаточно:

а) терпеливым: никогда не торопите опрашиваемого, если даже вам кажется, что вы заранее знаете его ответы (или «знаете», как должно быть); помните, что психолог выявляет не свои представления о жизни другого человека, а представления опрашиваемого;

б) гибким: приспосабливайтесь к особенностям опрашиваемого (например, если он начал писать сферы событии в правом верхнем углу, пусть пишет и т.д.);

в) внимательным: замечайте и предупреждайте ошибки в анализе (например, испытуемый, ответив, скажем, что 10-е событие произошло благодаря 9-му, кладет его поверх десятого события, тем самым в колоде событий нарушается последовательность анализа событий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: