Проточная часть двигателя спрофилирована так, что соответствие площадей проходных сечений и плотности проходящего воздуха получается только при расчетной (номинальной) частоте вращения ротора исходя из условия равенства расхода воздуха перед компрессором и за ним (см. рис. 1а).
Неустойчивая работа двигателя, связанная со срывом потока, главным образом на первых ступенях, нарушением устойчивого течения потока и приводящая к тряске двигателя и резкому росту tвг называется помпажом.
Рассмотрим возникновения помпажа при условиях работы двигателя на нерасчетных (увеличенных и уменьшенных) режимах работы двигателя.
1. При снижении частоты вращения ротора расход воздуха (Gв), степень повышения давления в двигателе (πк) и плотность воздуха (ρв) уменьшаются. Причем на первых ступенях компрессора плотность воздуха уменьшается незначительно, а на последних ступенях происходит значительное падение плотности. Это приводит к тому, что проходные сечения первых ступеней оказываются больше потребных, а последних ступеней – меньше. Из-за этого осевая скорость на входе (С1а) снижается, а на выходе (С2а) – увеличивается. Т.к. осевая скорость снижается на входе в двигатель меньше, чем окружная, то увеличивается угол атаки воздушного потока при обтекании лопаток компрессора, при дальнейшем снижении оборотов угол атаки может стать большим, чем критический, и произойдет срыв потока на «спинке» лопатки и гидроудар в «корытце». Давление в корытце становится больше, чем давление на спинке, возникают вихревые зоны, которые поникают дальше по тракту двигателя и приводят к тому, что часть воздуха из зоны высокого давления «выбрасывается» в зону пониженного давления, то есть, против потока. При помпаже происходит снижение КПД двигателя, πк, возможен срыв пламени в камере сгорания, сильная вибрация, заметно увеличивается потребная мощность для запуска и разгона двигателя (см. рис. 1б).
|
|
1а. При дальнейшем снижении скорости вращения ротора осевая скорость на выходе (С2а) может возрасти до такой величины, что фактический угол атаки на последних ступенях станет отрицательным и они перейдут в турбинный режим, при котором в ступенях будет происходить расширение воздуха, удар будет развиваться на «спинках», а срыв – в «корытцах» лопаток. При таком случае срыв потока в глубь тракта не развивается, так как центробежные силы прижимают поток к «спинкам» лопаток, но значительно возрастают гидравлические сопротивления в тракте. Помпаж на запуске и при разгоне двигателя называется «нижним» (см. рис. 1в).
2. При увеличении режима работы двигателя выше расчетного увеличивается Gв, πк и ρв. Для воздуха, имеющего плотность больше расчетной, проходные сечения последних ступеней становятся «слишком большими», поэтому осевая скорость (С2а) становится меньше расчетной и на этих ступенях возникает срыв потока. А проходные сечения первых ступеней становятся меньше расчетных, из-за недостаточной плотности воздух в них «запирается», возникает «верхний срыв».