В процессе самостоятельных занятий студенты должны овладеть следующими знаниями и умениями в области физической культуры:
1) понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
2) знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
3) овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизиологических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
4) приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Требования государственного образовательного стандарта предусматривают овладение теоретическими и практическими разделами. В соответствии с этим студент должен освоить систему научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умение их адаптивно, творчески использовать в личном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового образа жизни.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Объективно оценить эффективность физкультурно-спортивных занятий спортсмена, студента МГТУ ГАв избранном виде двигательной деятельности можно лишь на основе всестороннего учета и анализа следующих показателей:
• данных о состоянии здоровья и физическом развитии;
• достигнутых спортивных результатов в избранном виде спорта;
• данных об уровне общей физической подготовленности;
• данных о физической, технической, тактической, специальной психической подготовленности.
Наряду с учетом спортивных результатов, целесообразно анализировать объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок, выполняемых студентом. Студента должна интересовать эффективность использованных средств и методов тренировки в конкретных условиях в зависимости от таких основополагающих факторов, как: возраст, физическое развитие, состояние здоровья, особенности физической подготовленности спортсмена.
Важнейшим показателем эффективности тренировочных занятий является оценка соревновательной деятельности (занятое место, высокий спортивный результат, выполнение очередного разряда или звания) и тестовых показателей, зафиксированных у студента в тренировках. Если прослеживается неуклонный рост спортивных результатов, значит тренировочный процесс организован рационально.
Необходим учет показателей общей физической подготовленности (ОФП) студента. При оценке эффективности спортивных занятий целесообразно учитывать сдвиги показателей общей физической подготовленности, достигнутые занимающимся. ОФП заключается в развитии комплекса всех физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений. Обычно эти сдвиги заметны по результатам специально разработанных контрольных испытаний. Контрольным испытанием может служить выполнение технических элементов, например, лазание по канату на время - для спринтеров, упражнения на кольцах для прыгуна с шестом, толчок штанги определенного веса - для гимнастов, силового элемента из акробатики - для метателя и т.д.
Оправданы контрольные испытания, состоящие из комбинации разнообразных упражнений по принципу многоборья. Важно только, чтобы во всех случаях контрольные испытания избирались с учетом специфики избранного вида спорта и способствовали выявлению слабых сторон подготовленности студента.
Для оценки уровня специальной тренированности студента избираются упражнения с учетом специфики вида спорта, а именно: соответствующие особенностям двигательной деятельности, координационной структуре, физическим качествам, - деятельности сердечно-сосудистой системы, особенностям спортивной тактики.
Важно только, чтобы во всех случаях контрольные испытания избирались с учетом специфики данного вида спорта и способствовали выявлению слабых сторон его подготовленности.
Существенное значение имеет оценка эффективности различных методов тренировки. Чтобы сделать объективное заключение об этом, исследователь должен сопоставить исходные данные спортсмена до применения исследуемого метода, при этом необходимо учитывать тренировки, с конечными данными. После применения исследуемого метода, необходимо учитывать не только уровень достигнутых спортивных результатов, но и их стабильность, продолжительность периода сохранения спортивной формы, а также степень ответственности соревнований, в которых участвовал спортсмен. Во многих случаях существенное значение имеет не столько достигнутый результат, сколько темпы роста его достижений. Так, например, критериями эффективности деятельности тренера может служить поступательный рост результатов его учеников на протяжении ряда лет спортивной подготовки.