Конкуренция (в переводе с латинского означает «сходиться», «сталкиваться») – это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода.
А.Смит образно назвал этот процесс «невидимой рукой» рынка, благодаря которой экономические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция называют рыночной структурой.
Основные формы конкуренции: совершенная (свободная, неограниченная), несовершенная (ограниченная).
Достоинства совершенной конкуренции: стимулирует деятельность обособленных производителей; содействует в контроле производителей друг друга; приводит к снижению цен, повышению качества, расширению ассортимента, внедрению НТП; уменьшает издержки.
Недостатки: обостряет противоречия между экономическими интересами; усиливает экономическую дифференциацию в обществе; обусловливает рост непроизводительных издержек; побуждает к созданию монополий; превращается в разрушительную силу для экономики без вмешательства государства.
Совершенная конкуренция – рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом информации.