Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация (отождествление).Феноменологическим содержанием идентификации как механизма развития личности, по З. Фрейду, является:• бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого является страх потери любви (анаклитическая или развивающая идентификация);• страх перед наказанием за присущие субъекту сексуальные и агрессивные влечения (защитная идентификация).
Особенности феномена идентификации в психоанализе:• имеет чисто эмоциональный характер;
• является единственным механизмом формирования личности, ее высшей инстанции – Супер-Эго.• рассматривается как механическое воспроизведение родительского прототипа на бессознательном уровне.• структурообразующая функция идентификации ограничена детством (от 0 до 6 лет), а объект – родителями (или замещающими их лицами).
В бихевиоризме идентификация связывается:• с понятиями подкрепления и формирования вторичной потребности (Д. Доллард, Н. Миллер, Дж. Гевиртц);• с понятием теории ролей (Дж. Каган, К. Левин, Р. Сиэрс, П. Сиэрс, У. Эммерих);• с понятием когнитивизма (А. Бандура, Р. Уолтерс, М. Хелпер).
|
|
Структура идентификации включает два компонента:• поведенческий,• когнитивный.
Структура идентификации в подходах отечественных психологов включает следующие компоненты:• поведенческий,• когнитивный,• эмоциональный.
В качестве главных функций идентификации отечественные исследователи выделяют:
• формирование самосознания,• формирование социально значимых личностных качеств,
• интериоризацию норм, стереотипов, ролей, ценностных ориентаций, смысловых установок, мотивов и через них регуляцию поведения.
Таким образом, идентификация выступает, с точки зрения авторов разных концепций личности, как механизм освоения социального опыта. А индивид через механизм идентификации присваивает социальный опыт и превращается в личность.