Жизненный путь личности как проблема

Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер)1 фаза до 16 / 20 лет нет семьи, профессии, нет жизненного пути.2 фаза 16/20–23/30лет предварительное самоопределение, выбор супруга.3 фаза 23/30–45/50 зрелость – собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация.4фаза 45/50— 69/70 стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей.5фаза 69 / 70лет старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность.

Взгляды Ш. Бюлер на проблему жизненного пути личности:• жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;• главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, всесторонней реализации самого себя;• реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;• самоосуществление – итог жизненного пути.

Жизненный путь по С. Л. Рубинштейну – это движение к совершенству. Б. Г. Ананьева основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст соединяет социальное и биологическое в основные – периоды жизни. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность, общение, через которые проявляется личность, и несколько периодов жизни.

Периоды жизни личности (по Б. Г. Ананьеву);Детство- воспитание, обучение, развитие!юность- обучение, образование, общение!зрелость- профессионализм, социальное самоопределение личности, создание семьи, осуществление общественно полезной деятельности!старость- уход от общественно полезной и профессиональной деятельности, сохранение активности в сфере семьи

45.Жизненный путь — индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.

Стратегия жизненного пути:• Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего.• Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа, в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.• Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.• Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.

Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.Стратегия жизни может строиться на основе представления о:• целостности;• поэтапности;• перспективности своего жизненного пути.

К. А. Абульханова-Славская выделяет проблемы личной жизни:• соотнесения себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни, ее явных и скрытых принципов и механизмов, и определения своей траектории движения в них;• соотнесения себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, и на этом основании определения своего места в этих формах, структурах • разделения, с одной стороны, заинтересованности общества и индивидуальном вкладе каждого человека в общественную жизнь, в направленности на использование его способностей и, с другой стороны, создания самой личностью условий для развития своей индивидуальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: